Религиозно-языческое значение избы славянина

О славянах фриульских((Славяне фриульские - южнославянская народность, проживавшая на территории современной Италии (административная область Фриули-Венеция-Джулия).)) мы имеем следующее любопытное известие: большею частью они живут, не разделяясь, по нескольку женатых сыновей и замужних дочерей вместе. Изба у них всегда черная, закоптелая от дыма (то есть курная); утром и вечером, когда топится печь, она наполняется дымом. Кругом избы стоят лавки, а в середине или в стороне каменный помост, на котором раскладывается огонь. Над этим помостом или очагом висит котел, в котором приготовляется для всего семейства общая пища. Рядом с такою теплою избою стоит другая, без печи и с постелью. Вспомним житье великорусской крестьянской семьи, и мы найдем много общего с приведенными нами описаниями. У русских,— говорит Пассек((Пассек Вадим Васильевич (1808-1842) - русский историк и этнограф, автор трудов "Путевые записки Вадима" (М., 1834), "Очерки России" (кн. 1-5, М.,1838-1842), где были собраны материалы по географии, истории, археологии, фольклору и этнографии народов России.)),— есть семейства из пяти и шести женатых братьев, которые с женами и детьми живут в одной избе или, по крайней мере, на одном дворе; все заодно работают и все повинуются или старшему брату, или отцу, или даже деду, который часто едва двигается с места, но не отрекается от семейной власти, от своего первенства. Все невестки в послушании у одной старшей или у самой матери их мужей. Таким образом, в избе помещается несколько поколений. Избы у русских крестьян часто попадаются курные: дым выходит в волоковое окно или у растворенную дверь. Большая печь в углу и полати составляют необходимую принадлежность всякой избы.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *