Иван Купала

Среди бытовых предметов в качестве сжигаемого символа ведьмы (K:?????) чаще всего выступает колесо, что, по-видимому, связано с поверьями о превращениях ведьмы в колесо (ср. также борону, веник, старую обувь как атрибуты или воплощение нечистой силы).

Сопутствующие действия игрового и магического характера также имели целью выслеживание, опознание, отпугивание, обезвреживание ведьмы или защиту от нее: кипятили на костре цедилку с иголками, чтобы причинить ведьме боль и заставить её прийти к костру: бегали с факелами, отпугивая нечистую силу; калечили и убивали животных, появившихся возле костра или специально подкарауленных в доме, в хлеву; производили сильный шум битьём в сковороды, в косы, звонили в церковный колокол, стреляли, громко кричали; боронили дорогу, чтобы узнать по следам ведьму. Даже перепрыгивание через костёр могло пониматься как способ распознания ведьмы: девушку, которая не перескочила через костёр, называли ведьмой. См. также Бесчинства, Ведьма, Венок.

Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979;

Толстая С.М.Материалы к описанию полесского купальского обряда // Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика. Традиции. М., 1978;

Толстая С.М.Вариативность формальной структуры обряда (Купала и Марена) // Труды по знаковым системам. Т.15. Типология культуры. Взаимное воздействие культур. Тарту. 1982;

Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Мотив «уничтожения — проводов нечистой силы» в восточнославянском купальском обряде // Исследования в области балто- славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., 1990.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *