Иван Купала (иванова ночь, иванов день) (24.VI /7.VII) — одна из главных дат славянского народного календаря, совпадающая с церковным праздником Рождества Иоанна Крестителя. В народной традиции соотносится с днем летнего солнцеворота, симметричного в годовом круге Рождеству (как времени зимнего солнцеворота), с которым Ивана Купалу объединяют общие мотивы и обрядовые действия.
Как и Рождество, Иванов день считается временем откровения тайн природы, когда растворяются небеса и земля, «играет» или останавливается солнце, начинают говорить растения и животные, вода становится чудодейственной и целебной либо превращается в вино и т. п. Основное содержание обрядности этого дня представляет собой сложный комплекс ритуальных действий и верований:
- сбор растений, украшение зеленью домов, дворов, людей и домашнего скота;
- хождение к воде, купание, обливание водой, сплавление по реке венков и трав;
- разжигание костров, игры и хороводы возле них, символическое уничтожение в костре нечистой силы, перепрыгивание через огонь;
- выслеживание и отпугивание ведьмы;
- ночные бесчинства молодёжи.
Ритуалы с зеленью — один из самых устойчивых (общеславянских) элементов обрядности Ивана Купалы. О сборе трав, плетении венков, опоясывании полынью в этот день сохранилось множество средневековых свидетельств. В ряде мест выход за целебными травами был особым образом ритуализован. В Болгарии молодёжь шла во главе с опытной женщиной; при сборе трав исполнялись обрядовые песни; прямо в поле плели большой венок, через который пролезали для здоровья все участники обряда. Ходили за зеленью до восхода солнца, так как считалось, что целебные свойства растений сохраняются до освящения их солнцем. По болгарским верованиям, с этого дня в зелени уже нет злых духов, поэтому её можно заготавливать. У южных славян и в Карпатах был широко известен обычай гадать по этим растениям: их подвешивали на ночь под крышей дома, а утром каждый из домочадцев проверял, сохранил ли свежесть или завял его букетик (последнее было предвестием болезни и смерти).
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание
Добавить комментарий