Иван Купала

Купалою или Купалы было название народного праздника 23-го июня, канун памяти Иоанна Предтечи. В Ипатьевской летописи читаем: Литва же изгнаша Ездов накануне Ивана дня, на самая Купалы. В договорах и актах литовских князей 1350 и 1396 г.г. поставлены даты: «писана (грамота) во вторник перед купалы св. Ивана», «до Ивана дне до купал». Из этого видно, что слова — Купала, Купалья (множ. чис.) употреблялись для обозначения дня 23 июня, кануна праздника Рождества Иоанна Предтечи, или 24 июня, самого праздника. В древне-русских памятниках Купало, не упоминаемся. Первые упоминания о Купале, как о божестве русских язычников, относятся в половине 17 века: именно в Синопсисе и Густынской летописи.

Купальское празднество сопровождалось буйным весельем в ночь на 24 июня: народ плясал под музыку и песни; прыгали через пылающие костры, а на заре умывались и купались в реке. Самое празднество не было посвящено в честь бога Купалы. Имя Купало, относилось то к костру, то к месту, где происходило игрище, а чаще всего обозначало день, в который происходит игрище. «Сегодня Купала, а Завтра Ивана», поётся в песне. — Припев — «Купала на Ивана» — сохранил слова Купала в древнем первоначальном значении; он значит: Купала на день Ивана, перед днём Ивана.


Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *