Источник

К Источнику люди предпочитали ходить рано утром до восхода солнца; шли туда и обратно молча, не оглядываясь, не здороваясь со встречными; при набирании воды старались опередить друг друга, чтобы набрать самую целебную, никем не потревоженную («непочатую») воду; при набирании воды бросали в Источник монеты, хлеб, обращались к воде с ритуальными приветствиями и поздравлениями; на берегу и прибрежных кустах оставляли (как жертву Источнику) свои платки, шейные кресты, лоскутки одежды и т. п.

Целебные (или вредоносные) свойства Источника зависели от мифических «хозяев водоемов». По болгарским поверьям, каждый Источник имеет своего особого духа -покровителя (это могли быть: хала, ломя, змея, стопан, самодива). Если горный поток выходил из берегов и уносил какое-нибудь животное, население Родоп воспринимало это как наказание со стороны духа воды за то, что люди не справили своевременно возле Источника очередной курбан. Почитанием Источника и опасением навредить духам-охранителям воды объясняются запреты и правила поведения у воды. Повсеместно у славян запрещалось плевать и мочиться в проточную воду (словаки говорили, что нарушитель этого запрета «плюет в лицо Божьей Матери»). Не разрешалось также осквернять целебные Источники стиркой белья, бросать в них мусор и падаль, водить к Источникам на водопой скот. В южнорусских преданиях широко распространены мотивы об исчезновении Источника в наказание за нарушение подобных запретов.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *