Имя

Имя — персональный знак человека, определяющий его место в мироздании и социуме; мифологический заместитель, двойник или неотъемлемая часть человека; объект и инструмент магии.

Имянаречение — акт, придающий новорожденному статус человека. Дети до крещения, т.е. до получения Имя, нередко трактуются как животные или демонические существа, а умершие без Имени, по общеславянским верованиям, превращаются в демонов, их души блуждают по свету, плачут и просят «дать им имя». См. Дети некрещеные.

Правила выбора Имени и именования различны в разных этнических, конфессиональных и локальных традициях. Самым распространенным было присваивание новорожденным календарного Имени, т.е. Имени святого, которому посвящен ближайший ко дню рождения ребенка праздник. При этом избегали или даже запрещали давать Имя по календарю «назад», т.е. в соответствии с праздником, предшествовавшим дню рождения. По польскому поверью, названный «назад» ребенок не будет расти; то же находим в украинских и сербских обычаях. Называние детей Именами родителей, Именем деда и бабки, известное всем славянским традициям, регламентируется специальными правилами. В западной Болгарии очень редко при крещении нарекали Именами деда и бабки и еще реже — Именами отца и матери. У русских был обычай первому сыну давать Имя деда с отцовской стороны, второму — Имя деда с материнской стороны, третьему — Имя отца; аналогично девочек нарекали Именами бабушек и матери. Необычные, редкие, забытые, старинные Имена могли, по народным верованиям, предотвратить смерть новорожденного в семье, где умирали дети. С целью обмануть нечистую силу православные сербы нарекали детей мусульманскими Именами, а мусульмане — сербскими. У всех славян для защиты младенца, родившегося слабым или появившегося на свет после смерти предыдущих детей, прибегали к имянаречению по первому встречному, которого приглашали в кумовья.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *