Эвгемер

Традиция не принижает и обычного человека, а именует людей прямыми потомками богов (славяне – "внуки Даждьбожи" согласно "Слову о Полку Игореве"), а богов (по эвгемеристической традиции) – бывшими людьми: “в прелъстъ великоу не внидят мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инiи мнози ибо яко то человецы были суть старейшины пероунь в елинахъ, а хорсь въ кипре, троянь бяше царь в риме.”

Эвгемеризмом мы называем языческое учение, объясняющее происхождение богов посмертным или прижизненным обожествлением знаменитых или наделенных властью людей, культурных героев. Свое имя это направление получило в честь древнегреческого философа Эвгемера, автора утраченного утопического романа “Священная запись”. Эвгемер жил где-то в конце IV— начале III века. до н. э., и в фантастическом рассказе об о-ве Панхея дал описание идеального общества, свободного от рабства, социальных пороков и конфликтов. Произведения Эвгемера не сохранились до нас в подлиннике, но дошли до потомков в пересказе историка Диодора Сицилийского. Эвгемер в “Священной записи” описывает счастливую жизнь на затерянном в Индийском океане острове, где нет частного владения землей, но люди по роду занятий делятся на жрецов, людей умственного труда, земледельцев, пастухов и воинов. На острове есть “Священная запись” на золотой колонне о деяниях Урана, Кроноса и Зевса, устроителей жизни островитян. Излагая ее содержание, Эвгемер дает свое объяснение происхождению религии: боги—это некогда существовавшие выдающиеся люди, устроители общественной жизни, объявившие себя богами и учредившие свой культ.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *