Дунай

У разных групп славян, особенно у южных и западных, с ДУНАЕМ ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, её плодотворящих вод (ср. мужской род названия реки и предполагаемые женские культы ДУНАЯ). В восточнославянских мифопоэтических, фольклорных и обрядовых текстах образ ДУНАЯ выступает в разнообразных вариантах — от антропоморфных персонификаций до вырожденных форм типа десемантизированных припевов, междометий и т.п. В песнях ДУНАЙ — образ вольной девической жизни (девица гуляет у ДУНАЯ, прощается с ним, когда она просватана, и совершает ритуальное омовение; ДУНАЙ заодно с девицей, когда она не хочет вступать в брак). Предстоящий брак вызывает образы ДУНАЯ в разных вариантах (слезы девицы «Дунай-речку делают»жених приравнивается к ДУНАЮ, перед браком молодец совершает обряд на ДУНАЕ, в частности, он «стружит стрелки» и пускает их на ДУНАЙ, чтобы они плыли «к девке»). ДУНАЙ уподобляется золоторогому оленю, помогающему в свадьбеСокол или орёл обещает молодцу перенести свадьбу на другой берег ДУНАЯ, если в него не будут стрелять. Переправа через ДУНАЙ — символический образ брака, девушка просит перевезти её за ДУНАЙ; девушку вылавливают из ДУНАЯ (спасение — брак), она роняет в него перстень: кто поймает его, тот станет мужем; гадая о милом, в ДУНАЙ бросают венки; вылавливание венка — смерть-свадьба, Для приготовления каравая воду берут из ДУНАЯ, и сам каравай пускают плыть по ДУНАЮ. Замужняя женщина поверяет свои тайны и тоску ДУНАЮ: в него она бросает волосы, чтобы они плыли к отцу-матери, или пускает птицу, чтобы сообщить о себе.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *