Додола — в южнославянской мифологии женский персонаж, упоминаемый в обрядах вызывания дождя. Известен в сербохорватской (ДОДОЛА, дудулейка, додолица, додилаш), болгарской (ДОДОЛА, дудула, дудулица, дудоле, преимущественно в западных областях Болгарии), а также в румынской и других традициях (ср. польск. мифологическое имя Дзидзиля). ДОДОЛА, как и Перперуна, связана с культом Перуна, его именами, действиями или эпитетами, родственными литов. Dundulis — прозвищу Перкунаса (буквально «раскаты грома», ср. сербо-лужицк. Дундер) — и латыш. dudina perkuonins — «погромыхивает громом».Очевидно, имя Додола и т. п. имена — результат древней редупликации (удвоения) корня dhu, означавшего «трясти бородой» в отношении громовержца: [др.-инд. smasru dodhuvad (об Индре), греч. туон (о потрясаемом в бою оружии), др.-исл. dyja, «трясти» (о волосах громовержца Тора); ср. отчасти сходное удвоение в хетт. tethai, «греметь» (о громе)].
Сравнительный анализ додольских песен и ритуалов позволяет предположить, что в мифе ДОДОЛА первоначально — жена громовержца, а в ритуале — представлявшие ДОДОЛУ жрицы. След такого ритуала можно видеть у сербов в Алексиначском Поморавье, где додолицы — шесть девушек в возрасте от 12 до 16 лет: четыре поют, две представляют Додола (видимо, древнего громовержца) и Додолицу (видимо, его жену). Их украшают венками, льют на них воду (что должно вызвать дождь), преподносят им хлеб.
Добавить комментарий