Добрыня Никитич

Однако архаичная подоснова былины очевидна в тесной связи ДОБРЫНИ НИКИТИЧА с водной стихией, с речными струями, нырянием, норами, пещерами и другими образами низа. Почай, или Пучаиная, Пучай-река контаминирует в себе и историческую реку Почайну в Киеве, при устье которой происходило крещение киевлян, и образ пучины, дна как обозначения нижнего мира; в этом смысле характерен параллелизм Дуная и ДОБРЫНИ НИКИТИЧА и их участие в одном и том же сюжете: “речной” Дунай и связанный с рекой, водой (Почай, Смородина, Непра, Несей - река, Израй - река и т.п.) ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ оказываются как бы соприродными друг другу персонажами. Не случайно также и то, что имя Добрыня по форме близко к именам персонажей типа Горыня, Дубыня и Усыня, с одной стороны, и Перынь (см. Перун, ср. его змееборство), с другой, а корнем *dobr-/ *dеbr- к обозначению дна, низа, пучины в индоевропейских языках.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *