Добрыня Никитич

Константин Васильев. Бой Добрыни на Калиновом мосту. 1969 г

Константин Васильев. Бой Добрыни на Калиновом мосту. 1969 г

Князь Владимир поручает ДОБРЫНЕ НИКИТИЧУ освободить ее: он достигает “нор змеиных ” (пещер), спускается в них, освобождает Забаву Путятишну и “полоны русские”. Этот змееборческий сюжет имеет многие аналоги (вплоть до св. Георгия и св. Федора Тирона). В былине, по-видимому, в преобразованном виде отражается историческая ситуация, связанная с крещением Руси: ср. мотив купания Добрыни Никитича в реке и убийство змея шапкой греческой земли (из Греции - Византии пришло христианство). В этом контексте ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ былины соотносим с дядей князя Владимира — Добрыней, принимавшим участие в крещении новгородцев и упоминаемым  в летописи. Отчество Забавы Путятишны возводится к тысяцкому Путяте, устрашившему новгородцев, которые не желали креститься (ср. старинную пословицу: Путята крести мечом, а Добрыня огнем). Имя Марфиды Всеславьевны, встречающееся в одном из вариантов былины о ДОБРЫНЕ НИКИТИЧЕ — змееборце, сопоставляется с именем матери или одной из жен князя Владимира Малфридой и т.п.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *