Дивьи люди

Некоторые представления могли возникнуть из ложно понятого названия; так, например, какой-нибудь народ, живущий, по рассказам, без определенной власти, «без головы», мог превратиться в народ «безголовый», или народ дикий, «полулюди», мог привести к представлению о половинном человеке, с одной рукой и ногой. Народы с длинными ушами могли возникнуть из рассказов о народах, которые, протыкая себе ушные мочки и постепенно расширяя эти отверстия, вставляют в них большие кружки, так что уши их достигают до плеч.

Извращение или непонимание действительных фактов является особенно наглядным в изображении «антиподов» в одном рукописном русском Луцидарии. Разделяя убеждение, что земля плоска, русский книжник ухитрился объяснить себе известие о людях, ступни которых приходятся против ступней других людей, так, что нарисовал толпу мужиков и заставил одних из них встать на ноги других. В известиях о «сатирах», лесных людях, поросших волосами, отразились слухи об орангутане, которому еще в XVII в. европейские натуралисты приписывали использование дубины и других орудий, т. е. считали его особым видом дикарей, а в известиях о «морских людях» — непонятые и преувеличенные рассказы о тюленях. Известие о людях об одной громадной ноге создалось, может быть, на основе действительного факта, именно на нередких на Востоке случаях слоновой болезни (Elephantiasis), когда нога, распухая, приобретает иногда значительную величину. Подобным же образом может быть объяснено и происхождение некоторых оригинальных русских рассказов о дивной «Самояди», как, например, известие о людях, «ходящих под землей с огнем». — слухами о чудских копях и о работающих в них рудокопах, или известие о чудных лекарях — рассказами о шаманах.


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *