Дий, Дый, Див –бог неба и дневного света согласно "Слову святого Григория" в поучениях против язычества, а также "Дыевому служению" и "Слову и откровению святых апостолов"((см. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества...)), он же птица-Див из "Слова о Полку Игореве ".
"збися Див, кличет верху древа –велит послушати земли незнаеме
"
"Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже вержеся Дивь на землю
".
Возможно, бог небесных вод – следующего изначального неба, а не того, что ковал божественный кузнец-Сварог. Поскольку Дэв в переводе с санскрита означает "Бог", то Див может быть сопоставлен с Родом как одно из его имен, значащее абстрактное "Бог".
Дивия, Дива –богиня земли, супруга Дыя((«Слово святого Григория», «Беседа Григория Богослова об испытании града». –ППЯ)). Так как практически во всех индоевропейских мифологических системах существует пара “земля-небо”, то вполне логично предположить, что Див и Дива являются такой парой, так как Див соотносится с небом и светом неба. Дивия –богиня Мать-Сыра-Земля, оплодотворяемая небесными водами Дыя. Дивия, дивица и прочие производные именно отсюда.
Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция.
Добавить комментарий