Див, дива — в восточнославянской мифологии демонический персонаж. Упомянут в средневековых “Словах” — поучениях против язычества (в форме “дива”) и дважды в “Слове о полку Игореве”: приурочен к верху дерева (“Дивъ кличетъ връху древа”) и спускается вниз (“уже връжеся дивъ на землю ”). Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (обычно связывается с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное самовиле, см. Вилы).
Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским “диво” и родственными славянскими обозначениями чуда, с другой стороны — со славянскими и балтийскими словами в значении “дикий”, происходящими из “божий”: ср. укр, дивий — “дикий”, старослав. “дивии”. Развитие в славянской традиции отрицательных значений слов типа “дикий” иногда связывают с влиянием иранской мифологии: у иранцев родственное слово превратилось в обозначение отрицательного мифологического персонажа — дэва. В значении “бог” у иранцев выступало переосмысленное обозначение доли: ср. слав. Бог; оба эти взаимосвязанных процесса объединяют славянские и иранские языки и мифологии. След древнего индоевропейского значения “бог ясного неба” можно видеть в мотиве падения ДИВA на землю.
Иванов В.В., Топоров В.Н. К проблеме достоверности поздних вторичных источников в связи с исследованиями в области мифологии// Труды по знаковым системам. Вып. 6. Тарту, 1973.
Добавить комментарий