Дерево

Связь дерева с «нижним миром» и хтоническими существами находит выражение в ряде фольклорных мотивов (ср. популярный мотив змея в корнях мирового дерева; болгарское поверье о том, что лещина — крестница змеи). Более массовый характер имеют запреты на Благовещение, в Лазареву субботу, Юрьев день, Страстной четверг (обычно в дни «выхода» змей на поверхность после зимней спячки) вносить в дом или бросать около него ветки, дрова, палки, листву — из боязни привадить змей к жилью на весь год.
В народной демонологии тема Дерева представлена обширным кругом мотивов: превращение демона в Дерево; жертвоприношения, просьбы, одаривания, адресуемые Деревьям; Дерево как место обитания демона: змей-хозяин живет в Дереве, которое нельзя срубать; сербские вилы рождаются на деревьях, и их мать пеленает их в листья. По общеславянским поверьям, черт (дьявол, нечистая сила вообще) пребывает под Деревом или прячется под ним во время грозы, навлекая на себя гром и молнии. Этим объясняется запрет находиться под Деревом в грозу, а также выращивать многие Деревья у домов, поскольку Господь (Илья и др.), преследуя дьявола, может ударить громом в Д.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *