Демон

Демон (δαίμων) – вообще означает (в классич. литер.) деятеля, обладающего сверхчеловеческою силой, принадлежащего к невидимому миру и имеющего влияние на жизнь и судьбу людей. Бесспорной этимологии слова Демон не существует. Три главные: 1) Платонова (в Кратиле) от глагола daenai – знать, Демон – знающий. – 2) Известная древним грамматикам и усвоенная в новое время Поттом производит слово Демон от корня общего с глаг. daiomai, dainumi, dareomai – раздаю, распределяю (дары), – Демон – раздаватель, распределитель (даров), ср. эпитет Зевса Epidwrjq, Гадеса Isodaitjq и богов вообще dwtjreq eawn. - 3) Принимаемая Воппом, Бенфеем и Курциусом – от корня соотв. восточноарийск. dкva, daкva и daпvas (с переходом дигаммы в соотв. носовую и с суффиксом mwn - man), Демон – блестящий, светлое сущ ество – бог.

Изречение первого греческого философа Фалеса, что все полно Демонов, есть точное выражение в отвлеченном сознании того взгляда, на котором основывалась первобытная религия у всех народов. Эта религия лучше всего определяется как пандемонизм, что не мешает ей быть вместе с тем и культом умерших или предков; ибо между демоническими силами природы и душами людей первоначально не полагалось определенной границы: умерший предок мог воплощаться в каком-нибудь священном камне, дереве, звезде и т. п., а с другой стороны, всякий природный дух мог принимать человеческий образ, смешиваться с людьми и становиться Демоном-родоначальником.
Внутренние перемены в идее демона неразрывно связаны с общим ходом развития античной религии. Мы находим здесь два соотносительных течения религиозной мысли: одно – в смысле дифференциации, приводящее от первоначального смешанного пандемонизма к понятию о демонах, как исключительно злых существах; другое – в смысле интеграции религиозного миросозерцания, постепенно переходящего от хаотической множественности божественных и демонических существ к единобожию. Гомерический эпос есть памятник уже начавшегося процесса; религиозное сознание только что вышло здесь из первобытного безразличия, верховные олимпийские боги выделены и поставлены над сонмом мифических существ низшего порядка; однако, память о прежнем смешении еще свежа и различение нетвердо: олимпийцы и самый Зевс еще называются иногда общим именем демонов. Это, впрочем, встречается лишь как исключение; вообще же индивидуально определившиеся и поэтически оформленные божества не называются у Гомера демонами, и за этим словом (преимущ. в единств, числе) остается преобладающий смысл какого-то неопределенного, таинственного воздействия или наития невидимого мира на человека. Демоном называется высшее решение, окончательно и непреложно определяющее судьбу дел человеческих (напр. Ил. VII, 271, 377, 396); Демон поминается при клятве (напр. Ил. XIX, 188); Демон – благое и мудрое внушение свыше (напр. О Демон III, 26). Демону приписывается также возбуждение в человеке необычайного мужества и решимости. Чаще, однако, Демону приписывается вредоносное воздействие на человека, так что у Гомера уже находится зародыш будущего превращения Демона из божества в злого духа. Истребительный пожар, бешено устремляющийся на убийство воин сравниваются с Демоном: насильственная смерть называется Демонической. Обманчивое и пагубное внушение есть дело Демона. Встречается и прилагательное, в смысле одержимого роковою губительною силой. Впрочем у Гомера и олимпийские боги не лишены злых качеств и пагубного воздействия на людей.
Более решительное обособление Демонов от богов, но не по характеру их действия, а по происхождению, находится у Гесиода: Демоны суть умершие люди золотого века. Когда земля сокрыла их в своем лоне, воля великого Зевса сделала их славными Демонами, рассеянными в земном мире, хранителями смертных людей (Труды и дни). По словам Плутарха, Гесиод первый ясно установил четыре разряда одаренных разумом существ, обитающих во вселенной: на вершине боги, потом великое число добрых Демонов, далее герои или полубоги и наконец люди. Так как герои при жизни своей причислялись к людям, а по кончине смешивались с Демонами или богами, то эти 4 разряда легко сводились к 3 и получалось общее определение Демона, как существа среднего и посредствующего между бессмертным божеством и смертным человеком.


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *