Даждьбог

О широких функциях свидетельствует украинская народная песня, где ДАЖЬБОГ изображается покровителем свадьбы встречающим жениха-князя на рассвете (связь с солнцем, восходом) “меж трех дорог”; в другой песне относящейся к сезонному циклу ДАЖЬБОГ высылает соловушку замыкать зиму и отмыкать лето (ср. сходные мотивы в связи с вырием). Ср. мифологизированный образ земного царя в сербской сказке — Дабог и следы этого персонажа в эпических песнях о кралевиче Марко. Эти факты дают основание для предположения о праславянских истоках имени и образа ДАЖЬБОГА. В качестве отдаленного источника ДАЖЬБОГА определяется мифологизированная фигура подателя (распределителя) благ, к которому обращаются с соответствующей просьбой в ритуале, в молитве, в благопожеланиях (ср. рус. “дай, Боже...”). Данные мифологии балтийских славян позволяют с еще большей уверенностью говорить о праславянском характере этого божества и о некоторых его особенностях. Как сын Сварога ДАЖЬБОГ может быть назван Сварожичем. Именно это название упоминается зап. европ. хронистами.

Топоров В.Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре//Славянский и балканский фольклор. М., 1989.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *