Бог

Бог — в книжно - церковной традиции верховная сущность, обладающая высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, Творец неба и земли, Промыслитель Вселенной, начало изначальное, вечное, духовное и бесплотное. Общеславянское слово, первоначально связанное с представлениями о благе, богатстве; о персонаже, наделяющем благом, богатством. В народной традиции БОГ обычно представляется в виде старца с бородой, живущего на небе (в большом дворце), но нередко ходящего по земле в одиночку в образе странника, нищего и тому подобное или в сопровождении святых. БОГ способен при этом перевоплощаться или исчезать, подобно другой сверхъестественной силе (в т. ч. «крестной», «нечистой»). БОГ (начальствующий над ангелами), вместе со святыми, противостоит роду сатанинскому, прежде всего бесам, чертям и всей нечистой силе. С бесами БОГ соперничает в делах мирских и человеческих и борется различными способами (ударом грома и т.п.).

Народная религия славян изобилует примерами дуалистического мироощущения, согласно которому небо принадлежит БОГУ, а земля дьяволу и т. д. Немецкий хронист Гельмольд свидетельствует в «Славянской хронике» (12 в.), что славяне на пирах пускали вкруговую жертвенную чашу, произнося заклинания от имени богов, а именно доброго БОГА и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым БОГОМ направляются, и поэтому злого БОГА называли дьяволом, или Чернобогом, т.е. черным БОГОМ. Религиозный дуализм нашел свое яркое выражение в средневековом богомильстве, к которому восходят многие апокрифы и народные легенды. Слав. слово БОГ может означать в диалектах и представителей нечистой силы, вроде серб. «бог из воде» (черт) (часто в ругательствах). Ср. также укр. богиня — «злой дух, обменивающий младенцев», польск. богинка.
В народном мифологическом восприятии БОГ противопоставлен человеку, который смертен и после смерти отдает БОГУ свою душу (ср. рус. «Богу душу отдать» — умереть). БОГ обитает на небе, а человек (люди) — на земле, и потому противопоставление «небесный — земной» в ряде случаев приравнивается к противопоставлению «божеский — человеческий» и «верхний — нижний».
В славянских народных песнях и легендах распространены мотивы и сюжеты, в которых БОГ предохраняет от беды, предотвращает грехи (кровосмешение и т.п.), исцеляет больных, калек, немых, спасает утопленников, мучеников, защищает от огня, совершает чудеса, наделяет людей богатством (золотом, серебром), женит солнце, дает месяцу возможность «меняться», а солнцу сиять от его «сна до запада», принимает облик старца, пастуха, золотого дерева и т.п. Эти мотивы особенно характерны для южных славян. Там же, особенно в Болгарии, в колядках нередки мотивы рождения молодого БОГ (Божича).
Славянское язычество до крещения отдельных славянских народов отличалось политеизмом с тяготением к монотеизму, к верховному богу, что отметил еще Прокопий Кесарийский в книге «Война с готами» (сер. 6 в.): славяне и анты считают, что один из богов — создатель молнии — именно он есть единый владыка всего. Такие дохристианские представления фрагментарно сохранялись в фольклорных и апокрифических текстах вплоть до 20 в. Более близкое к книжно - церковному восприятие БОГА содержится в духовных стихах. В южнославянских фольклорных текстах БОГ часто ходит по земле и совершает чудесные дела вместе со св. Иоанном или св. Петром, у восточных славян — со св. Николаем и Петром. Св. Никола у восточных славян считался «заместителем» БОГА.
Имя БОГА часто употреблялось в клятвах и проклятиях (при божбе).


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *