Баган

Тем не менее, если говорить относительно именно Багана, которого Древлянский вводит в научный оборот наряду с гарцуками, Жыжем, Зюзей и прочих образов, то здесь фантазий меньше, нежели реальной фактуры. Иными словами, по всей вероятности образ Багана в свое время действительно был распространен в белорусской мифологии. Так, в частности, Носович в своем Словаре приводит слово Буган со значением, очень близким тому, что встречается у Древлянского: "дух, покровитель домашнего скота, помогающий при родах животным" (297: с.338). Кроме того, скажем, в смоленских говорах, которые еще в начале ХХ века относились к ареалу белорусского языка, слово «баган» обозначало «некоего доброго и злого духа, заступника скота» (*).


Древлянский П. Белорусские народные предания