Апокрифы

Особый вид Апокрифов составляют вопросы и ответы («Беседа Трех святителей», «Разумник», «Слово Господа Иисуса Христа», «Вопросы св. Ефрема», «Сон царя Иоаса», Толковая литургия), содержащие элементы средневекового и занимательного богословия, природоведения, географии и народоведения, представленные нередко в символах.

Значительное влияние на славянское устное народное предание оказали Апокрифы - молитвы и Апокрифы — гадательные книги. Апокрифические молитвы фактически являются заговорами с типичными для Апокрифов мотивами и персонажами (Адам и Ева, Авраам, Христос, апостолы, архангелы, святые), изгоняющими нечистую силу (беса, 12 трясавиц, ведьм и др.), направленными против лихорадки, болезненного жара, ревматизма, кровотечения из носа, зубной боли, ветра, грома, дождя и бури, вредных насекомых, укуса змеи, бешеной собаки или волка, неправедного суда, дурного глаза, дьявола, нежити и т.п. Некоторые из них содержались в требниках и молитвенниках 15—17 вв., в том числе печатных (сербские и венецианские издания).

Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. М„ 1863. Т. 1, 2; СПб., 1894. Т.3;

Апокрифические сказания. (Сб. ОРЯС. 1895. Т. 58, № 4);

Пыпин А. Ложные и отреченные книги русской старины. СПб., 1862;

Кобяк Н. А. Индекс ложных книг и древнерусский читатель // Христианство и церковь в России феодального периода. Новосибирск, 1989. С. 352—363;

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987—1988. Т. 1, 2;

Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1877;

его же. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. СПб., 1890.


Славянская мифология: энциклопедический словарь