Значит, для фанатизирования народа не всегда нужен здравый смысл!
Но М. Балинский 5 («История г. Вильны». Вильна. 1836) категорически отвергает существование герба с изображением Алциса и в ч. II, на стр. 98, говорит:
«Город Вильна с давних пор имел герб с св. Христофором (?) на красном поле. В привиллегии Сигизмунда-Августа, данной городу Вильне в 1548 году, между прочим, говорится:
sigillo, Civitatis usitato, Sancti Christophori imaginem continente, caera vero rubea, more primariarum in Regno Poloniae civitatum“.
«Эти слова привиллегии подвергают сомнению существование той поганской печати с гербом города Вильны, о которой читали мы в № 4 «Виленскаго Курьера» за 1834 год, на стр. 24. Мы простили бы авторам ея надпись вокруг герба, в которой правописание и латинская грамматика сильно пострадали (sigilum. Civitas Vilensis. Anno VII. Urbe Condito. Institutum)“, хотя во времена Cигизмунда-Августа 6, когда в Литве и Польше латинский язык был известен в совершенстве, легко было исправить надпись, вырезанную язычниками (?); но не можем простить набожным виленцам того, что в 1548 году — как доказывает автор статьи о печати города Вильны — имея в гербе своем Христофора, о котором Сигизмунд-Август, в только-что приведенной привиллегии, выражается так ясно — отважились употребить печать с изображением Алциса, для приложения к документу. По какой именно причине, понять невозможно. Заметим еще, что в 1548 году, когда был выдан от города Вильны акт с упомянутою печатью и с подписью виленскаго войта, таковым был Феликс Лангура, родом краковянин фанатический католик, который никогда не употребил бы поганской печати. Также и буквы MR не составляли бы инициалов его имени и фамилии и помещенный при них крест был бы не совместим с языческим Алцисом. Словом, герб города Вильны в 1548 году был не иной, как образ св. Христофора, в красном поле. Откуда же он почерпнул, свое начало, быть может когда-нибудь выяснится».
Что же это значит? Балинский как будто также ничего не знает о легенде об Оферусе, которая, очевидно, сочинена для того, чтоб уверить новых христиан, будто в виленском гербе фигурирует не Алцис, а св. Христофор. Почему Балинский полагает, что вопрос о происхождении герба «когда нибудь выяснится», если означенною легендою он разрешается так просто? Одно из двух: или Балинский умышленно умалчивает о ней, или действительно не знал о ея существовании? Если умалчивает, то с какою целью? А если не знал даже и он, то откуда же она известна одному Семеньскому? Уж не сам ли он сочинил ее?
Добавить комментарий