Алцис

Значит, для фанатизирования народа не всегда нужен здравый смысл!

Но М. Балинский 5 («История г. Вильны». Вильна. 1836) категорически отвергает существование герба с изображением Алциса и в ч. II, на стр. 98, говорит:

«Город Вильна с давних пор имел герб с св. Христофором (?) на красном поле. В привиллегии Сигизмунда-Августа, данной городу Вильне в 1548 году, между прочим, говорится:

„In publicis vero Officii civilis negotiis et actis, utentur
sigillo, Civitatis usitato, Sancti Christophori imaginem continente, caera vero rubea, more primariarum in Regno Poloniae civitatum“.
 

«Эти слова привиллегии подвергают сомнению существование той поганской печати с гербом города Вильны, о которой читали мы в № 4 «Виленскаго Курьера» за 1834 год, на стр. 24. Мы простили бы авторам ея надпись вокруг герба, в которой правописание и латинская грамматика сильно пострадали (sigilum. Civitas Vilensis. Anno VII. Urbe Condito. Institutum)“, хотя во времена Cигизмунда-Августа 6, когда в Литве и Польше латинский язык был известен в совершенстве, легко было исправить надпись, вырезанную язычниками (?); но не можем простить набожным виленцам того, что в 1548 году — как доказывает автор статьи о печати города Вильны — имея в гербе своем Христофора, о котором Сигизмунд-Август, в только-что приведенной привиллегии, выражается так ясно — отважились употребить печать с изображением Алциса, для приложения к документу. По какой именно причине, понять невозможно. Заметим еще, что в 1548 году, когда был выдан от города Вильны акт с упомянутою печатью и с подписью виленскаго войта, таковым был Феликс Лангура, родом краковянин фанатический католик, который никогда не употребил бы поганской печати. Также и буквы MR не составляли бы инициалов его имени и фамилии и помещенный при них крест был бы не совместим с языческим Алцисом. Словом, герб города Вильны в 1548 году был не иной, как образ св. Христофора, в красном поле. Откуда же он почерпнул, свое начало, быть может когда-нибудь выяснится».

Что же это значит? Балинский как будто также ничего не знает о легенде об Оферусе, которая, очевидно, сочинена для того, чтоб уверить новых христиан, будто в виленском гербе фигурирует не Алцис, а св. Христофор. Почему Балинский полагает, что вопрос о происхождении герба «когда нибудь выяснится», если означенною легендою он разрешается так просто? Одно из двух: или Балинский умышленно умалчивает о ней, или действительно не знал о ея существовании? Если умалчивает, то с какою целью? А если не знал даже и он, то откуда же она известна одному Семеньскому? Уж не сам ли он сочинил ее?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *