Жыж

Жыж бог огня, то же, что Знич у Литовцев (или, лучше, — древних Ятвягов). Белорусцы верят, будто Жыж то и делает, что расхаживает под землею и там выпускает из себя огонь. Когда он ходит тихо, то чрез это, говорят, согревается земля; когда же расхаживает быстро, то земля загорается; отсюда происходят пожары в различных местах поверхности земной; пожары эти, говорят, истребляют леса, выпаливают сенокосы, сушат огороды, поля, отчего они делаются бесплодными.

Впрочем, о Жыже мало известно в Белоруссии: его знают только, кажется, в Минской Губернии. Поговорки: "Жыж унадзився" — Жыж, т.е. засуха или пожар, стали часто появляться; "Неумы́чны, як Жыж" — неотвязчив, прилипчив, как Жыж; "Жыжка сёла" — что-то вроде сыпи или лишая село, показалось (на губах). Жыжка в собственном значении — прыщ на губах, о́гником иначе называемый еще в Белоруссии.

П.Древлянский "Белорусские народные предания" (с.272-273)

"В белорусских поверьях — мифическое существо, божество подземного огня, олицетворение пожара. Жижель живет под землей, выбрасывая время от времени из себя страшное пламя. Предание говорит о том, что в обычном, спокойном состоянии он шагает под землей тихо, медленно, обогревая своим пламенем землю; если же он разгневается и начинает ускорять свой шаг, то пламя прорывается на поверхность земли, и от него загораются леса, болота, луга, хлеб на полях, высушивается земля. Если внезапно начинаются стихийные (чаще всего — лесные) пожары, белорусы говорят: "Жижель повадился". По некоторым поверьям, Жыжеля стремился уничтожить своими убийственными огненными стрелами верховный языческий бог, повелитель небесного огня, Перун" (У.І.Коваль "Народныя ўяўленні, павер’і і прыкметы: даведнік па ўсходнеславянскай міфалогіі" — Гомель, 1995, с.64).


Древлянский П. Белорусские народные предания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.