Осмысление Родины тоже в первую очередь связано с образом ЗЕМЛИ. Уезжая на чужбину, русские люди брали с собой горстку родимой ЗЕМЛИ носили ее на груди в ладанке или мешочке, а после их смерти ее клали с ними в могилу. Вернувшись из изгнания, многие из них вставали на колени и целовали ЗЕМЛЮ.
Восточные славяне называли ЗЕМЛЮ святой, ср. проклятие: ЗЕМЛЯ бы его святая не приймала
или благопожелание: Бувай здорова як рыба, гожа як вода, весела як весна, рабоча як пчола, а богата як ЗЕМЛЯ святая
. В украинских заговорах ЗЕМЛЮ именуют Татьяной. В Вятской губернии считали, что в Духов день (понедельник после Троицы) ЗЕМЛЯ — именинница и потому нужно дать ей отдых, нельзя пахать, боронить, рыть ЗЕМЛЮ, втыкать колья. В других местах “именины ЗЕМЛИ” праздновали на Симона Зилота — следующий день после вешнего Николы, покровителя земледелия (10 мая).
Смирнов С. Исповедь земле// Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1914;
Комарович В .Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI—XIII вв.// ТОДРЛ. М—Л., 1960. Т. 16;
Федотов Г. Стихи духовные. (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991;
Марков А. Определение хронологии русских духовных стихов в связи с вопросом об их происхождении// Богословский вестник, 1910. № 6, 7, 8;
Соболев А.Н. Обряд прощания с землей перед исповедью, заговоры и духовные стихи. Владимир, 1914;
Успенский Б.А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Studia Slavica. 1983. Т. 29: 1987. Т. 33;
Топорков А.Л. Материалы по славянскому язычеству (культ матери — сырой земли в дер. Присно)// Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984;
Толстой Н.И. Покаяние земле (Этнолингвистическая заметка)// Русская речь. 1988. № 5;
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993.
Добавить комментарий