Заяц

Заяц
Заяц

Заяцживотное, наделяемое в народных представлениях эротической (фаллической) символикой и демоническими свойствами. В игровых песнях к ЗАЙЦУ обращаются “заюшка-батюшка”. У южных славян существуют чисто мужские “заячьи” хороводы. У болгар известно мужское личное имя Зайко. В Пермской губ. говорят: “пока черные пятна с ушей ЗАЙЦА не сойдут, бабам над мужиками не суживать”. В украинской сказке у садовника, поделившегося с женой чудесным яблоком. унесенным ЗАЙЦЕМ, родился сын по имени Заян. В хороводных играх заинька предстает женихом, выбирающим себе невесту, его просят свить венок, поцеловать девушку и г. д. В детской припевке старой бабе советуют выйти замуж за ЗАЙЦА. Сюжет женитьбы ЗАЙЦА на кунице или на сове лежит в основе некоторых сказок и шуточных песен. При гаданиях подблюдная песня о ЗАЙЦЕ, попавшем в ловушку, предвещает свадьбу. О девушке, которая не может выйти замуж, говорят что она тогда замуж выйдет, когда в лесу ЗАЙЦА поймает.

В песенном фольклоре встречается мотив совокупления ЗАЙЦА с девушкой:

Заинька серенький,
Да не ходи по сеням,
Не топай ногою,
Я лягу с тобою;

 

— Заюшка, с кем ты спал да ночевал?
— Спал я, спал я, пане мой,
Спал я, спал я, сердце мой,
У Катюхи — на руке,
У Марюхи — на грудях,
А у Дуньки вдовиной на всем животе.

 

В загадке о снеге на озимом хлебе говорится: Заюшка беленький! Полежи на мне; хоть тебе трудно, да мне хорошо

На свадьбе исполнение песен про ЗАЙЦА нередко связано с обрядом брачной ночи и определением “честности” невесты. Известны сказки о том, как ЗАЯЦ был свидетелем половой связи медведя с женщиной; как он обесчестил лису или волчиху; сказка о мужике, продавшем ЗАЙЦА попадье и поповнам, которые соглашаются на его нескромное предложение.

Метафорическими обозначениями совокупления являются в фольклорных текстах мотивы проскакивания ЗАЙЦА в дырочку, заламывания им капусты, заячий укус. Идея плодовитости выражена: в эпитетах ЗАЙЦА, в охотничьих заговорах (“пчолые ярые зайцы); в объяснении детям, что их приносят ЗАЙЦЫ, что ЗАЯЦ снес им пасхальные яйца; в использовании заячьей крови в качестве средства от бесплодия; в смазывании женских органов заячьим жиром при трудных родах; в кормлении кур заячьим пометом, чтобы они лучше неслись.

Сон о пойманном ЗАЙЦЕ предвещает женщине беременность и рождение сына. Сонники толкуют сны ЗАЙЦЕ о как предстоящую женитьбу, блудодейство или “грех с женою”. Фаллическая символика представлена в обрядовых пожеланиях новобрачным на свадьбе (“Дарую зайца, штоб у мароз стаяли яйца”), в эротических поговорках (“х...ина на заячьем меху”), в частушках (“Вышел заяц на крыльцо..,”), в лечении сифилиса заячьим пометом.

Вместе с тем ЗАЯЦ тесно связан с нечистой силой. Он находится в распоряжении лесных духов. Леший может проиграть зайцев соседнему лешему. В заговорах охотники просят леших нагнать зайцев в их ловушки. Как лесной зверь, находящийся в подчинении у лешего, ЗАЯЦ неподвластен водяному. Водяной не любит упоминания о ЗАЙЦЕ и, рассердившись, поднимает бурю. Поэтому рыбаки на озере называют ЗАЙЦА иначе: “кривень” или “лесной барашек”.

Согласно некоторым поверьям, ЗАЯЦ создан чертом и служит ему. В загадке ЗАЯЦ — косой бес, в детской дразнилке ЗАЯЦ “выводит” детей — косых чертей. Известны былички о ЗАЙЦЕ - оборотне: о черте или лешем в виде огромного, хромого или трехногого ЗАЙЦА, которого не берут пули, который перебегает дорогу, бросается под ноги, заманивает в чащу, преследует человека или исчезает в вихре, с шумом, хохотом или зловонием. Черта иногда представляют себе с заячьим хвостом. Заячий хвост считают и отличительным признаком ведьмы.

Облик ЗАЙЦА изредка могут принимать ведьмы и колдуны, в виде черного ЗАЙЦА может появляться домовой. Существовал запрет употреблять в пищу мясо ЗАЙЦА как животного “нечистого”. Запрет есть зайчатину объясняли также тем, что у ЗАЙЦА собачьи лапы. Беременным запрещается есть зайчатину потому, что у ЗАЙЦА косые глаза, способные оказывать вредное влияние на человека (в частности, на сон). Представлением о ЗАЙЦЕ как существе опасном и “нечистом” объясняется и примета о том, что ЗАЯЦ, перебежавший дорогу или встреченный на пути, сулит путнику несчастье, например, охотнику и рыбаку — неудачу в лове, сплавщику плотов - мель или разбитые плоты и т. д.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.