Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири

Кержаки, в отличие от других групп населения, в поле не ходили, но устраивали моления о дожде в моленной: “поп собирал всех в моленную, все молились, чтоб Бог дал дождя (А.К.Белова, 1904 г.р., керж., Зудово), или же ограничивались хождением с иконами по деревне (Д.Ф.Шмаков, 1909 г.р., керж., Старо-Гутово).

Те же самые способы могли практиковаться и без участия священника: “как церковь нарушили (в первые годы советской власти – Г.Л.), старухи стали одни, без священника, в лес тайно ходить о дожже молиться, – рассказывала Т.К.Жукова. Некоторая парадоксальность ситуации заключается в данном случае в том, что совершение языческого, по сути, обряда без участия священника воспринимается рассказчицей как нарушение традиции, в то время как истинно традиционными, сохранявшими наиболее архаичные детали обрядности, являлись моления о дожде без участия представителей сельского духовенства, что подтверждается полевыми материалами: “в засуху старухи ходили на речку дождя просить” (Е.А.Едунова, 1910 г.р., правосл., Чемское); “старухи с иконами на ключ ходили, молитвы читали, нагишом купались и обливались” (П.А.Мезгирева, 1911 г.р., правосл., Старо-Гутово).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *