Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири

Наиболее значимым семантическим элементом, как представляется, является не то, что пахота совершается в данном случае людьми (ср.: С.М.Толстой: “Ключевым смысловым элементом обряда является то, что ритуальная пахота, в отличие от утилитарной, совершается “собой”)((Толстая С.М. Пахание реки, дороги. – С. 20.)), и даже не то, что вспаханная борозда в некоторых вариантах обряда засевается песком (ср.: “Когда песок взойдет,/ Тогда и смерть к нам придет”)((См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – Т. 1. – С. 567.)), а то, что исконные мужские функции (пахота и сев) исполняют здесь именно женщины (ср.: “Вот диво, вот чудо !/ Девки пашут,/ Бабы... рассеивают”, “Где это видано,/ Где это слыхано,/ Чтобы вдовушки пахали,/ Молодушки-девушки сеяли” и т.п.)((Там же.)). Таким образом, в данном случае происходит нарушение одного из основных принципов обрядовой жизни, который заключается в строгом разграничении мужских и женских традиционных функций, что также соответствует идее вывернутого наизнанку мира.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *