Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири

Относительно участия в обряде беременной женщины мнения исследователей расходятся. А.Ф.Журавлев акцентирует внимание на ее чистоте, связанной с временнным воздержанием, а С.М.Толстая считает, что ее участие в обряде “способствовало магическому вызыванию плодотворящего дождя”((Журавлев А.Ф. Охранительные обряды, связанные с падежом скота. – С. 74; Толстая С. М. Пахание реки, дороги. – С. 20.)). Так или иначе, но все участницы рассматриваемых обрядов, судя по имеющимся описаниям, находились в состоянии, отмеченном признаками маргинальности: их статус, указывающий на близость к иному миру, подчеркивался внешним обликом (распущенные волосы, белые сорочки или нагота), а также местом (возле воды, в лесу, поле) и временем (в полночь и, вероятно, полдень) совершения обрядовых действий.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *