Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири

Исключительно женский состав исполнителей привлекал внимание практически всех авторов, писавших об этих обрядах. А.Н.Афанасьев считал, что женщины в обрядах опахивания селений “при повальных болезнях” были олицетворением “облачных жен и дев” и совершали действия, являвшие собой “символическое знамение грозы”((Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – Т. 1. – М., 1865. – С. 569.)). Д.К.Зеленин, собравший дополнительные (по сравнению с подборкой А.Н.Максимова) сведения, касавшиеся “загадочного обряда пахания реки”, предложил истолкование его через сравнение с другими обрядами, имевшими несходную форму (пахота), но сходные функции (борьба с засухой), а именно, с обрядами расчистки колодцев, источников и рытья ям с целью вызывания дождя: “рассматриваемый обряд, – писал автор, – ...явно развился из магического мышления: ...открытие подпочвенных, подземных”, вод должно было вызвать, по магическому сходству, открытие небесных” вод, т.е. дождя”((Зеленин Д.К. Истолкование пережиточных религиозных обрядов. – С. 5, 7-8.)). Относительно состава участников обряда автор высказал мнение, что его “женский характер... мог свидетельствовать об оформлении и закреплении его в эпоху матриархата”((Там же. – С. 8.)). С.А.Токарев, посвятивший обряду опахивания селений специальный раздел в труде о верованиях восточных славян, также обратил внимание на то, что он “исполнялся непременно женщинами, которые шли в одних рубахах, босиком или даже обнаженными”, и, предположил, что наряду с фигурой круга и железным сошником” апотропеем в данном случае служила также и “женская половая сила”((Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX-начало ХХ в. – М., 1957. – С. 132. О ритуальном обнажении как средстве борьбы с болезнями и мором см. также: Абрамян Л.А. Беседы у дерева // СЭ. – 1988, №5. – С. 122. Отметим, что Н.И.Толстой добавил к этому ряду (мор, болезни и другие стихийные бедствия) и вооруженное столкновение с врагом: комментируя зафиксированные письменными источниками случаи демонстративного обнажения женщин перед лицом неприятеля, автор подчеркнул, что их поведение носило не глумливый, а именно ритуальный характер, поскольку, согласно традиционным славянским представлениям, враг” мог выступать не обязательно в человеческом обличье с оружием в руках, но также в виде грозовой или градовой тучи и пр. Принципиальным представляется вывод автора о том, что ритуальные действия во всех указанных случаях носили сходный характер. (См.: Толстой Н.И. “...выходила потаскуха в чем мать родила”// Живая старина, 1994, №4. – С. 6-7).)). В уже упоминавшейся работе О.В.Лысенко и А.Б.Островского вопрос о составе участников обрядов вызывания дождя не рассматривался.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *