Засуха

Засуха
Засуха на Ставрополье

Природное явление, окруженное в народе множеством мифических представлений. Причиной возникновения засухи могло быть колдовское наваждение, а также совершение людьми запрещенных в определенные календарные сроки действий. Спровоцировать засуху, как говорили, может установка заборов и ограждений к празднику Благовещения (когда земля еще спит, и тревожить ее нельзя), поставленный не вовремя памятник на могиле. Чтобы устранить «причину» засухи, разрушали заборы, снимали ворота и заносили в болото или в озеро; переворачивали памятник (крест), пока не пойдет дождь. Верили, что засуху может вызвать похороненный утопленник, которому все мало воды, и его могилу должны были поливать крест на крест или ставили на насыпь наполненную сосуд, доливая его время от времени.

Виновником засухи могли признать и самоубийцу, погребенного, вопреки народным правилам, на территории кладбища, а не за оградой. Чтобы не вызвать засуху, никому ничего не одалживали в дни начала пахоты, вскапывания огородов, посева, что объяснялось магией первого дня.

Чтобы остановить засуху и вызвать дождь, в народе существовало много магических действий: разливали по полю воду из трех или семи колодцев; дети-подростки носили воду с  папоротника в соседние села; селяне обливали встречных водою; женщин выгоняли на реку купаться; девки и молодухи бегали по полю и все вместе мочились (имитационная магия); мужчины косили траву (ведь дождь не любит сенокошения и обязательно прольется); тащили лапоть в поле и рыдали; выбрасывали на двор хлебную лопату; топили щенка, котенка или просто соломенное пугало; убивали лягушку и хоронили ее с притворным голошением; убивали ужа (змею) и вешали на дереве; подвешивали вниз головой живого кота; закапывали в землю живого рака; подвешивали вниз головой живого кота или гусеницы; закапывали в землю живого рака; сыпали в колодец мак-видук (мак самосейка, papaver rhoeas) или коноплю или бросали туда мох, девять горошин, огородную рассаду или украденный горшок; проводили по улице борозду сохой, в которую были запряжены девушки; Перепахивали дорогу; распахивали дно реки и трижды обходили с плугом вокруг села, образуя магический круг.

В вызывании дождя присутствуют и христианские элементы: крестьянки делали абыдённик (обыденное полотно) и вешали его на придорожный крест, а потом при участии священника перевешивают на икону и ходили по полю вокруг села; молились над колодцем богу, клали крест на воду; служили молебен и др. Засуху предсказывали по особенностям погоды в определенные календарные дни и, чтобы не лишиться летом дождей, отмечали день пророка Илии, а также обливались в Сухой (Троицкий) четверг (или Девятник) водой.

 

 

Жыцця адвечны лад: Беларускія народныя прыкметы і павер'і. Кн. 2. Мн., 1998. С 402, 415, 417, 496, 603—604;

Зямля стаіць пасярод свету: Беларускія народныя прыкметы і павер'і. Кн. 1. Мн., 1996. С. 87—96, 260, 282;

Зямная дарогаў вырай: Беларускія народныя прыкметы і павер'і. Кн. З.Мн., 1999. С 94.

 

 


Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.