Заговор

В текстах заговоров применяется разная стратегия воздействия на обьект: отгон ("Беги, град от наших полей, от наших хлебов, от нашего села!.,."; "От /имярек/ раба Божия отстань, лихорадка, и плыви вдоль по реке", отсылк а в иной мир ("Тут тебе не быть, тут тебе не жить; быть тебе по болотам, по гнилым колодам, за темными лесами, за крутыми горами, за желтыми песками. Там тебе быть, там тебе пожить" — от золотухи или на другой объект ("Не грызи колено, грызи осиново полено" — от грыжи, отпугивание опасностью здесь червям огонь, сера горячая и смола кипящая; побегите, черви отселе за море!", нечистотой "Здесь у Степана нечисто для вас. Здесь испачкано...", чудом ("...у нас чудо величайшее: у нас девица семерых родила, родила семерых богатырей..." и др.; угроза "Зубами тебя съем, а воде тебя утоплю"; "Не ты меня грызешь, а я — тебя", остановка ("Стой, змеюка, здесь тебе не место!" — обращение к градовой туче, серб., обезвреживание врага ("Не огород завязываю, а курицам глаза завязываю", уничтожение ("Секу, отсекаю, рублю, перерубаю, секу, рублю колотье острым ножиком", посрамление "Гадина, гадина, великая грешница, в воздухе пребывает, а Бога не боится", а также — предложение обмен а ("Куры, куры, отдайте мне зрение, возьмите себе слепоту", соблазн угощением ("Вот вам, двенадцать сестер, хлеб, соль, полноте меня мучить, отстаньте от меня"; ласка, лесть "Руса, русица, моя милая душечка, милая моя сестрица" и т. п.

В текстах заговоров столь широкий спектр прагматических параметров и мотивов реализуется в самых разнообразных речевых актах: сообщения, просьбы, приказания, требования, угрозы, предостережения, увещевания, уговора, приглашения и мн. др., а также в характерных перформативных конструкциях, где слово тождественно и равносильно "делу": "Я говорю-уговариваю сердечную грыжу, заплечную грыжу, пуповую и паховую", "Снимаю рев, переполох, бессонницу, полунощницу, неугомонницу, испуг и грыжу" и т. п.

Важная роль в достижении целей заговора (избавления от "зла", восстановления целостности мира и миропорядка) принадлежит магическим формулам перечисления — частей тела, из которых изгоняется болезнь ("Господи Боже наш премилостнвый, Царю святый, отжени всяк недуг от раба своего /имярек/, от души и от тела, от главы, от верха, от темени, от влас, от чела, от брови, от веку, от рясниц, от очию, от ушию, от лица, от носу, от устну, от языка, от подъязычья, от гортани...."; болезней, их симптомов и действий ("...щепоты, ломоты унимала, садести и болезни, порезы и посеки, от удару и от укладу и булату унимала и запирала..."; элементов пространства и времени ("...не троньте и не грызите раба Божия /имярек/ ни в день, ни в нощь, ни в утреню зарю, ни в вечерню, ни на нову, ни на ветху и ни на перекрою месяцу...", свойств, особенно цвета ("... От женского глаза, от мужского глаза, от детского глаза, от своей радости, от черного глаза, от белого глаза, от голубого глаза, от желтого глаза...", отношений родства "Я сжег твоих детей, я сжег твою жену... отца, мать, дядю и тетку по отцу, дядю и тетку по матери, деверя, золовку, кума, брата, сноху, сестру, зятя... я сжег весь твой род", убывающих или возрастающих чисел ("У нашего /имярек/ девять жен; после девяти жен восемь жен; после восьми жен семь жен; после семи жен шесть жен; после шести жен пять жен..." и т. д. 

Магическую функцию имеют также формулы невозможного "на море считали песок, на небе звезды, в лесу листву, на листве капли, на волке шерсть, на собаке шерсть, на овце шерсть, на петухе перо", альтернативно-абсолютные (серб, знано и незнано, веннано и невенчано, "Правога сретни — замини га, кривога сретни — удари га...", разного рода повторы и тавтологии (сном бы она не засыпала, едою не заедала, гульбою не загуливала: ползет ползун змей Полоз; тоски тоскучие, рыды рыдучие; замкну замки замками, заключу ключи ключами и т. п.), анафорические цепи ("... пошел из хаты дверьми, из дверей воротами, из ворот в чисто поле..."), сравнения ("Как в решете вода не держится, так и на корове божьей /имя/ уроки бы не держались"; "Как месяц полный, так бы и жизнь в доме была полная" и др. Особое магическое значение приобретают отрицательные конструкции при обозначении вредоносного или недозволенного действия: "Стану я, раб Божий (имярек), не благословясь, и пойду, не перекрестясь, из избы не дверьми, из ворот не в ворота...", а также формулы "самоотречения" заговаривающего, приписывающего свои действия и слова высшим силам: "Не я гавару — Гасподзь, не мая ала — гасподня, не мой дух, а гасподні" (бел.).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.