Заговор

У юж. славян распространено также представление о приобретении заговорного знания сверхъестественным путем, чаще всего во время болезни, сна или летаргического сна, когда душа спящего путешествует по "тому свету" (см. Обмирание), - от святых, Богородицы, старика с белой бородой, от вил и вештиц и т. п. Наконец, овладеть заговором (т. е. и текстом, и способностью с его помощью достигать результата) можно было и в случае, если кто-нибудь тайно положит тебе в карман записанный заговор. Но самый надежный способ перенимания заговора — со слуха: "Если пэрэймэш на слух, то будэш найлэпшм знахор" (Волынск. обл.).

Знахарка воспринималась как посредник между людьми и высшими силами, от которых зависит благополучие, здоровье и т. д. Отношения с ней строились на началах обмена: ей непременно нужно что-либо дать за труды, чтобы заговор оказался действенным (при этом, по болг. обычаю, монету нельзя давать бабе в руки, а следует положить на землю). Условием действенности заговора часто считается также точность его воспроизведения и соблюдение тайны.

Время ритуала регламентировалось прежде всего в рамках суток: как правило, заговор следовало произносить или до восхода солнца или после захода, часто три раза (на трех, двенадцати зорях и т. п.) или большее число раз; иногда одни заговоры должны были произноситься на восходе, другие на закате. Могло приниматься во внимание и лунное время, например, нередко для избавления от болезни надо было выбирать дни убывания месяца, чтобы болезнь тоже постепенно убывала и сходила на нет. Реже учитывались дни недели: по болг. обычаям, мужчин следовало лечить заговорами накануне понедельника или четверга ("мужские дни"), а женщин — накануне среды или субботы ("женские дни"). 

Календарное время имело значение как для самого ритуала, так и для используемого в нем реквизита (ивановские травы, рождественская солома, четверговая соль и т. п.). Некоторые болезни предписывалось лечить заговорами в определенные периоды и дни, например, македонцы старались совершать ритуал протаскивания больного под корнями дуба или ореха в один из четвергов, начиная с Великого четверга; словенцы считали Страстную пятницу самым подходящим временем для заговаривания зубов и т. д.

Предпочтительным местом для заговаривания были границы домашнего или сельского пространства, в которых необходимый контакт с адресатами заговора был наиболее эффективным: это могли быть (в зависимости от характера болезни) в домепорог, печь или очаг, вне дома — перекресток, колодец или источник (иногда вообще место над водой или у текущей воды), а также мусорная куча, место рубки дров, хлев или курятник, у юж. славян также мельница, мост, кладбище, церковь и др.

Предметное оснащение ритуала зависит от объекта воздействия и применяемых действий. К наиболее универсальным аксессуарам относятся вода, земля, камни, железо, шерсть и нитки; травы, ветки, дерево; предметы утвари (веник, гре.бень, нож, ложка, веретено, игла, сито и др.); пища (особенно хлеб, соль, вино, жир, яйца, мука), а также вторично — ритуальные предметы свадебного, погребального, календарных обрядов (фата и подвенечное платье невесты; тесемки, которыми связывали ноги покойнику, мерка с могилы, кладбищенская земля; ветка полазника, пасхальная скатерть и т. п.).

К наиболее типичным действиям при лечении заговорами относятся обливание, кропление водой, растирание, манипуляции с различными предметами, окуривание, измерение, обходы, а также особое поведение заговаривающего, например, сплевывание, дутье, зевание, размахивание руками, поклоны и др.

В зависимости от сферы применения и объекта воздействия заговоры принято делить на лечебные — от зубной боли, от кровотечения, от укуса змеи, от глазных болезней, от ран, от ушибов, лихорадки, падучей, радикулита, импотенции, детской бессонницы и других болезней, от испуга и сглаза, от пьянства, от несчастного случая и т. п. (самая значительная часть корпуса заговоров у всех славян); хозяйственные (обеспечивающие урожай, защиту его от вредителей; благополучие, плодовитость и здоровье скота, молочносте коров, яйценоскость кур и т. д.. Заговоры, сопровождающие пахоту и сев, снование и тканье, строительные работы и т. п.); промысловые (способствующие успешной охоте, рыбной ловле, пчеловодству и др., в том числе и заговоры, помогающие воровству); любовные ("присушки" и "отсушки"); заговоры, защищающие от стихийных бедствий (града, засухи, пожара и др.) и демонов; заговоры, регулирующие общественные отношения (от недругов и воров, на счастье и благополучие семьи, на удачную куплю продажу, на дорогу, на судей и начальство, на почет и т. п.) 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.