Ярило

Другие свидетельства также сообщают о гуляниях с песнями и плясками, продолжавшимися иногда всю ночь вокруг костров, горевших на возвышенном месте. Нередко отмечается, что эти гуляния, кое-где называемые ярилками (ярильным днем и т.д.), носили «разнузданный характер», что молодые девицы приходили на них «поневеститься».

Эротический аспект культа ЯРИЛЫ проявляется в отмечаемом в некоторых местах обычае хоронить ЯРИЛУ (погребать ЯРИЛУпогребать Ярилину плешь). Обычно это делалось на холме, на особом месте, называемом Ярилина плешь. Есть сведения, что кое-где изготавливали из глины фигуры ЯРИЛЫ и Ярилихи, которые потом разбивались и сбрасывались в воду. На вопрос о том, кем был ЯРИЛА, известен ответ: Он, Ярила, любовь очень одобрял. Образ плеши ЯРИЛЫ отсылает и к фаллической теме и к мотиву старости (плешивый старик). В этом контексте проясняется противопоставление молодого и старого ЯРИЛЫ, как называют два смежных праздника, из которых один отмечается за неделю до Иванова дня (см. Иван Купала), а другой — непосредственно перед Ивановым днем. Эротическая символика ЯРИЛЫ проявляется и в непристойностях, сопровождающих его праздник, в речениях, пословицах. загадках, ср.: Выбежал Ярилко из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка стучит» (помело); «Шла плешь на гору, шла плешь под гору... Ту же плешь на здоровье съешь» (блины) и т.п. Для ритуалов, связанных с ЯРИЛОЙ, правдоподобно реконструируется карнавальная нейтрализация противопоставлений жизнь (рождение) — смерть, молодость — старость, иногда и мужской — женский. Наличие двух ЯРИЛ отсылает к теме божественных близнецов, сыновей Неба, а связь ЯРИЛЫ с конем делает оправданным сравнение двух ЯРИЛА с др.-инд. Ашвинами или др.-греч. Диоскурами.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *