Ярило

Ярила, Ярило (рус.), Ярыло (белорус.) — славянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, символ сексуальной мощи. Имя «ЯРИЛА» производится от корня «яр-», с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая. ЯРИЛЕ принадлежит особая роль в сельскохозяйственной обрядности, особенно весенней.

Ярила
Ярила

Единственное свидетельство, относящееся к Белоруссии (конец первой половины 19 в.), — описание ритуала, приурочивавшегося к 27.IV, центральной фигурой которого был ЯРИЛА. Его изображала женщина, наряженная молодым красивым босоногим мужчиной в белой рубахе; в правой руке она держала человеческую голову, в левой — ржаные колосья, на голове был венок из полевых цветов. Девушку, изображавшую ЯРИЛУ, сажали на белого коня, привязанного к столбу. Вокруг нее девицы в венках водили хоровод (иногда по засеянной ниве) и пели песни. Сохранилось начало одной из них: Волочился ЯРИЛА по всему свету, полю житo родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копою, а куда он взглянет, там колос зацветает.

Иные источники относятся к великорусским данным. Они также описывают празднество, посвященное ЯРИЛЕ; в частности, одно из ранних свидетельств («Жизнеописание Тихона Задонского») описывает, каким образом в 1765 был положен конец этим празднествам. Главным героем праздника, называвшегося Ярило и отмечавшегося ежегодно перед заговеньем Петрова поста (вплоть до вторника самого поста) в Воронеже, на площади за старыми воротами, куда сходились городские и окрестные сельские жители на ярмарку, был юноша в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом, изображавший собой Ярилу. Под его руководством происходили неистовые пляски. Тут же совершались игры, угощение, пьянство, кулачные драки, кончавшиеся увечьями, а иногда и убийствами (K: речь видимо идет о спортивных соостязаниях – Кулачном Бое). В увещании воронежцам Тихон писал: Из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый именем Ярило, который в сих странах за бога почитаем был. /.../ А иные праздник сей /.../ называют игрищем далее, со ссылкой на старину, сообщается, что люди ожидают этот праздник как годовое торжество, одеваются в лучшее платье и предаются бесчинству.

Другие свидетельства также сообщают о гуляниях с песнями и плясками, продолжавшимися иногда всю ночь вокруг костров, горевших на возвышенном месте. Нередко отмечается, что эти гуляния, кое-где называемые ярилками (ярильным днем и т.д.), носили «разнузданный характер», что молодые девицы приходили на них «поневеститься».

Эротический аспект культа ЯРИЛЫ проявляется в отмечаемом в некоторых местах обычае хоронить ЯРИЛУ (погребать ЯРИЛУпогребать Ярилину плешь). Обычно это делалось на холме, на особом месте, называемом Ярилина плешь. Есть сведения, что кое-где изготавливали из глины фигуры ЯРИЛЫ и Ярилихи, которые потом разбивались и сбрасывались в воду. На вопрос о том, кем был ЯРИЛА, известен ответ: Он, Ярила, любовь очень одобрял. Образ плеши ЯРИЛЫ отсылает и к фаллической теме и к мотиву старости (плешивый старик). В этом контексте проясняется противопоставление молодого и старого ЯРИЛЫ, как называют два смежных праздника, из которых один отмечается за неделю до Иванова дня (см. Иван Купала), а другой — непосредственно перед Ивановым днем. Эротическая символика ЯРИЛЫ проявляется и в непристойностях, сопровождающих его праздник, в речениях, пословицах. загадках, ср.: Выбежал Ярилко из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка стучит» (помело); «Шла плешь на гору, шла плешь под гору... Ту же плешь на здоровье съешь» (блины) и т.п. Для ритуалов, связанных с ЯРИЛОЙ, правдоподобно реконструируется карнавальная нейтрализация противопоставлений жизнь (рождение) — смерть, молодость — старость, иногда и мужской — женский. Наличие двух ЯРИЛ отсылает к теме божественных близнецов, сыновей Неба, а связь ЯРИЛЫ с конем делает оправданным сравнение двух ЯРИЛА с др.-инд. Ашвинами или др.-греч. Диоскурами.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.