Ярила

Ярило, Яровит, Яромир – разные ипостаси одного божества плодородия (“ярь”, “яровые”), ярого бога пробуждающейся материи (“ярость”), силы и молодости (“ярка”–молодая сильная овца) и вешнего света (“яркий”) (вост. слав. Ярило; зап.слав. Яровит, зап.слав. Яромир по "Краледворской рукописи"((Rukopisove Zelenohorsky a Kralovedvorsky, pamatka z XIX veli. Vyd. J. Hanus. Praha (1911)))). Бог войны Яровит, функционально сходен с буйным, рьяным Туром восточных славян. Возможно Яровит и Ругевит – два имени единого божества у западных славян. Ругевит или Руевит – у ругов-руян((Саксон Грамматик. "Деяния Данов", см. также "Книтлингасага")), семиликий бог войны, кумир стоял в г. Карензе (Корница) на Рюгене. Он имел восемь мечей и семь голов и был исполинского роста. Четыре головы были мужские и две женские, седьмая звериная была на груди. Кумир Руевита был истреблен епископом Абсалоном в 1168 году. Имя же Ярилы согласуется этимологически с именем Арея (Ареса), также бога войны (сравнить: Арес –Ярес, арии –ярии).

Весьма характерно, что Ярило в белорусских праздниках участвует то в виде Яры-Ярилихи, то в виде мужчины с огромным фаллосом. Между тем корень "яр" присутствует в таких специфическио “женских”словах: яровая овца – ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые хлеба, а вот употребление данного корня в женском роде: ярость, ярь, ярина (овечья шерсть), яра (весна).


Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *