Имя:
Пароль:
 
 
 
 
Вазила
Вампир
Варвара
Василиск
Ведьма
Ведьмак
Велес
Великан
Веник
Венок
Венок Свадебный
Венчание
Верба
Вербное Воскресенье
Веретено
Верлиока
Веселье
Весна
Ветер
Вечорка
Вештица
Вий
Вила
Вино
Вихровой
Вихрь
Владимир князь
Власий
Власть
Влесова книга
Водяной
Воздвижение
Воздух
Вознесение
Война
Волк
Волкодлак
Волосень
Волосы
Волосыни
Волоты
Волх
Волхвы
Волчий Пастух
Воля
Воробей
Воробьиная ночь
Ворон
Ворота
Воск
Воскресенье
Восток-Запад
Воструха
Вошь
Времена года
Время
Врыколак
Встреча
Встречник
Вторник
Вук Огнезмий
Выгон Скота
Вытьянка
 

Н.И. Толстой, В.В. Усачева

Верба - кустарник или дерево, в народной культуре символизирующее быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. Молодая, особенно освященная в Вербное воскресенье, Верба защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней и т. п., в то время как старая Верба считается прибежищем чертей, водяных и других "нечистиков" и местом, куда можно отсылать болезни.

Как символ роста Верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и др. ритуалах. Сербы заплетали из Вербы  венки в Юрьев день, "чтобы прибыль в доме росла, как Верба весной". Ср. восточнославянские магические формулы типа "Расти, как Верба", произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой. 

В день Сорока мучеников у сербов в Алексинацком Поморавье пастух стегал скот ветками Вербы  и кизила, говоря: "Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!", а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ветками Вербы и произносили такое же заклинание.

Хлестание вербовой веткой, освященной в Вербное воскресенье, производилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, затыкали за иконы и т. п. В Боснии в Юрьев день сербские девушки опоясывались Вербой, "чтобы на будущий год быть с "пузом", т.е. выйти замуж и забеременеть. Опоясывали вербным прутиком подойник, "чтобы прибывало молоко".

В пасхальный понедельник в Чехии, Моравии, Силезии и Польше парни били девушек сплетенными вербовыми прутиками "помлазками", а во вторник девушки били парней. В Моравском Загорье в Духов день проходили конные состязания за обладание венком из Вербы; победитель назывался "королем".

На Волыни и в Подолье девушки украшали цветами деревце или ветку Вербы на Ивана Купалу и водили вокруг них хоровод, а затем парни врывались в девичий круг, захватывали Вербу и разрывали ее на части.

В Словении и Хорватии в день Невинных младенцев (28.XII), называемый иногда "днем битья", мальчики ходили с вербовыми прутьями, били взрослых и требовали от них выкуп.

Сербские додолы нередко рядились почти исключительно в ветки Вербы и ходили с Вербой или с вербовыми палками в руках.

Ветки Вербы, освященные в Вербное воскресенье, использовались для защиты от грома, грозы и бури. Русские верили, что Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь - усмиряет его, а посаженная в поле - оберегает посевы (Тамбовщина), что выброшенные во двор ветки останавливают град. Белорусы ставили при граде пучок освященной Вербы на подоконник (Витебщина); в Карпатах при грозе ломали освященную Вербу и жгли в печке, "чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе".

Поляки при буре и граде кропили тучу освященной вербой и святой водой и жгли ветки Вербы, клали их на подоконник. Болгары также жгли освященную Вербу от грозы и града, хорваты сжигали мелкие ветки Вербы, а большой горящей вербовой веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, "чтобы она рассеялась". Во многих местах (у сербов, поляков) из освященной Вербы делались кресты; их втыкали в пахотную землю для защиты урожая от града.

Первый выгон скота и первая пахота обычно не обходились без освященной Вербы. Ею били скот в Юрьев день и у русских при первом выгоне лошадей в ночное (чаще всего на Николу вешнего), тогда весь день лошадей стегали не кнутом, а Вербой. В Белоруссии с освященной Вербой выходили и на первую пахоту ярового поля, и на распахивание целины.

Целительным средством освященная Верба считалась у всех славян. Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, "чтобы не болела спина", витебские белорусы окуривали ею больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов.

У поляков больной передавал свою болезнь Вербе: сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом скрытно от всех шел к молодой Вербе и опоясывал ее тем же перевяслом; Верба засыхала, лихорадка проходила. У сербов исцеление от болезни осмыслялось как венчание болезни с Вербой: "Я обвенчал свою болезенку с вербочкой". При этом на Вербу ставили зажженную свечу длиной, равной окружности головы больного.

Сербы вновь выученный заговор сначала произносили "на вербу", а потом уже заговаривали людей и скот. Так поступали, "чтобы заговор так же легко принялся, как принимается Верба".

Старую вербу считали проклятым деревом в некоторых зонах Сербии, Боснии, Македонии и Польши. В районе Скопля (Македония) Вербу называли проклятой, потому что она не давала плодов, тени.

Сербы - боснийцы говорили, что Верба была проклята и потому она обыкновенно гнилая изнутри. В нее стрелял из лука и ее проклял св. Сысой; он метил в сатану, который в ней прятался. Поляки в Вармии и на Мазурах полагали, что Верба - злое дерево: по этиологической легенде, из Вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это Верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом.

По представлениям белорусов, на Вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт (до этого он обитает в воде, в "лозе", а после Вербного воскресенья на клене и в жите). Словаки полагали, что водяной часто сидит на самой высокой Вербе и высматривает свою жертву, а болгары думали, что самодивы (см. Вила) живут на Вербах и др. деревьях. По белорусским верованиям, черти весной "отогреваются" на Вербе, а после того, как Вербу освятят в Вербное воскресенье, они падают в воду, поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под Вербой. При этом черти, по белорусским и польским поверьям, предпочитают сухую, дуплистую Вербу, ср. польскую и белорусскую поговорку: "Влюбился, как черт в сухую (старую) вербу".

Н.И. Толстой, В.В. Усачева