Волосыни

В день св. Власия женщину, заподозренную в злых замыслах, зарывали в землю (в частности, чтобы прогнать коровью смерть: для этого же “зорнили пряжу”, т. е. выносили ее “на три зори ”).

Все эти мотивы — звезды, зори, наказание женщины, пряжа (“волос”), скот и т.п.— отсылают к мифам и легендам, известным в разных традициях, о превращении женщины в звезду или женщин (напр., сестер) — в созвездие, как результат спасения их от преследования или в наказание за вину. В этом контексте Волосыни— небесное созвездие — могло пониматься и как образ небесного стада (напр., коров; ср. “власьевна” как обозначение коровы или обозначение в загадках звезд через стадо, прежде всего коров), пасомого Солнцем или Месяцем, и как астрализованный образ женщины. В последнем случае Волосыни могут толковаться как жены Волоса: Волос — Волосыни (или Волосыня), подобно Перун - Перынь (Перыня), жена Громовержца, имя которой образовано с помощью того же суффикса —«-ыня». Образ Волосынь связан, таким образом, с мифом о Громовержце и его противнике (Волосе); ср. в русской традиции елёсиха (мужской образ ёлс), македонскую самовилу Веду. Поскольку души умерших часто представляются в виде стада, пасущегося в загробном мире, и образ Волосынь, хотя и косвенно, тоже связан с мотивом смерти, и для Волосынь может быть реконструирована функция связи с миром усопших душ.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *