Волх

Оборотничество ВОЛХА нашло продолжение в таком же свойстве, приписываемом историческому персонажу князю Всеславу Полоцкому (11 в.), упоминаемому в этой связи и в “Слове о полку Игореве” (ср. отчество ВОЛХА — Всеславьевич, т. е. сын Всеслава). Несомненны и связи между ВОЛХОМ и Василием Буслаевым (мотив отсутствия отца и воспитания матерью, похода в дальнюю землю, роль камня в рождении или смерти и т.п.). В послемонгольский период (13 в.) появляются новые трактовки противника ВОЛХА: теперь он царь Золотой Орды или даже турецкий султан; вместо “Индейского царства” появляется Турец - земля и т. п.

Второй сюжет, в котором выступает ВОЛХ (как правило, именно Вольга, иногда Вольга Святославович и т. п.), связывает его с Микулой Селяниновичем. Общее у Вольги этого сюжета с ВОЛХОМ — воспитание в детстве без отца, освоение “мудрости” (превращение в щуку, в сокола, в волка и охота на зверей), собирание дружины для похода. Дядя Вольги князь Владимир Стольно - Киевский жалует племянника тремя городами — Гурговцем, Ореховцем и Крестьяновцем (их реальные прототипы относят также к Новгородской земле, к невско-ладожскому ареалу), и Вольга с дружиной отправляется “за получкою”; но пути встречается с пашущим свое поле оратаем Микулой; Вольга и его дружина не могут поднять сохи Микулы, его крестьянская кобыла обгоняет коня Вольги и т.д. (ср. также противопоставление в русском эпосе “крестьянского сына” Ильи Муромца и князя Владимира). Иногда вместе с Вольгой и Микулой выступает и Садко, в других случаях Вольга смешивается с Василием Буслаевым (побивание купцов на Волховском мосту, мотив камня с надписью, перепрыгивание через него и смерть и т.п.).


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.