Волх

Волх, Волх Всеславьевич, Вольга — мифологизированный персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических свойств.

Волх Всеславич
Ольшанский, «Волх Всеславич»

Сюжет о Волхе Всеславьевиче (реже — Вольга Буславлевич или Святославьевич) и его походе на Индию принадлежит к наиболее архаичному слою в русском былинном эпосе, характеризующемуся неизжитыми тотемистическими представлениями и широко представленной стихией чудесного, волшебно - колдовского, магического, слиянностью человеческого и природного начал.

Чудесно рождение ВОЛХА: мать ВОЛХА Марфа Всеславьевна, гуляя по саду, соскочила с камня на лютого змея; он обвивается вокруг ее ноги и “хоботом бьет по белу стегну”; вскоре появляется на свет ВОЛХ, рождение которого потрясло всю природу: гремит гром, дрожит сыра земля, трясется “царство Индейское”, колеблется море, рыба уходит в морскую глубину, птица — высоко в небеса, звери — в горы и т. п.

Чудесно и развитие ВОЛХА: едва родившись, он уже говорит, “как гром гремит”, его пеленают в “латы булатные”, кладут ему в колыбель “злат шелом”, “палицу в триста пуд”; в семь лет его отдают учиться грамоте, а к десяти годам он постигает “хитрости — мудрости”: оборачиваться “ясным соколом ”, серым волком, “гнедым туром — золотые рога”. Освоив искусство оборотничества, ВОЛХ в 12 лет набирает себе дружину, а в 15 лет уже готов к воинским подвигам.

Когда приходит весть, что “индейский царь” собирается идти на Киев, ВОЛХ решает опередить противника и отправляется с дружиною в поход на “Индейское царство”. По пути он упражняется и демонстрирует свои “хитрости - мудрости”, выступая как великий охотник, повелитель природного царства, прежде всего мира зверей. Обернувшись волком, он бегает по лесам и “бьет звери сохатые”, в облике сокола бьет гусей, лебедей, уток. ВОЛХ кормит и поит, одевает и обувает свою дружину; он всегда бодрствует. Решив “вражбу чинить” индейскому царю и убедившись, что никто из дружины не может выполнить предстоящей задачи успешно, ВОЛХ применяет свои “хитрости - мудрости”, чтобы сокрушить Индейское царство. Обернувшись туром — золотые рога, он быстро достигает цели; обернувшись ясным соколом, он прилетает в палаты к индейскому царю Салтыку (Салтану) Ставрульевичу и подслушивает его разговор с “царицей Азвяковной, молодой Еленой Александровной”.

Узнав о враждебных Руси намерениях царя, ВОЛХ оборачивается горностаем, спускается в подвал - погребы, перекусывает тетиву у луков, обезвреживает стрелы и ружья, снова оборачивается ясным соколом, прилетает к своей дружине и ведет ее к городу - крепости индейского царя. Чтобы проникнуть незаметно внутрь, ВОЛХ оборачивает своих воинов в муравьев (мурашиков) и вместе с ними по узкой щели проникает в город, подвергая его разгрому. ВОЛХ убивает индейского царя, берет в жены царицу Азвяковну, женит своих воинов на семи тысячах пощаженных девиц, а сам становится царем, богато одарив дружину.

Мотив превращения ВОЛХА (и его воинов) в муравьев, проникающих в неприступную крепость, напоминает подобный же мотив в связи с громовержцем Индрой (Ригведа, I, 51 и др.). Зевс является к Эвримедузе также в виде муравья. Их сын Мирмидон (букв. “муравейный”) стал родоначальником мирмидонян, “муравейных” людей. В русской сказке Иван Царевич, превратившись в муравья, проникает в хрустальную гору, убивает двенадцатиголового Змея и освобождает царевну, на которой он женится. Связь с ВОЛХОМ мотива гремящего грома в былине также намечает в его образе тему Громовержца.

Вместе с тем ВОЛХ реализует и тему противника Громовержца — Змея: будучи сыном Змея, он унаследовал от него “хитрости -мудрости” и, в частности, уменье прятаться от врага, оборачиваться в другие существа. Поэтому в образе ВОЛХА обнаруживаются переклички в Волосом - Велесом, в котором также отыскиваются змеиные черты, или со Змеем Огненным Волком. В новгородском книжном предании о Волке-чародее ВОЛХЕ, старший сын Словена, давший свое имя реке Волхов, ранее называвшейся Мутною, был “бесоугодный чародей”; “бесовскими ухищрениями” превращался “в лютого зверя крокодила”, преграждая в Волхове водный путь тем, которые ему не поклонялись: одних пожирал, других потоплял. А невежественный народ почитал его за бога и называл его Громом или Перуном (ср. образ “змеяки Перюна” в новгородских источниках). ВОЛХ на берегу реки поставил “городок малый” на месте, называвшемся Перынь, и кумир Перуну. Бесы удавили ВОЛХА в Волхове, тело его плыло вверх по реке и было выброшено “против Волховнаго его городка” и здесь похоронено язычниками. Но через три дня “прослезися земля и пожрала мерзкое тело крокодилово, и могила просыпалась над ним на дно адское ”.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.