Тридевять сестер

Стоит вспомнить одно из существенных отличий южнославянских вил от восточнославянских русалок - их крылатость. В переводе Георгия Амартолы вилы отождествляются с сиринами: "Яже и сирины наричутся, рекше вилы ..."((Белова О.В. «Славянский бестиарий», М., Индрик, 2001, с. 228)). (у них схожий орнитоморфный облик, общие свойства (например, очаровательное пение), локализация у водоёмов и др.)

Сирин

Сирин

Известны южнославянские сказки взаимозаменяющие жар-птиц и вил.

Это дает право предполагожить что популярные на Руси сирины отчасти наследники вил.

Южные славяне в свою очередь выделяли особый класс вил - "водяных", полудев-полурыб - видимо это и есть древнерусские берегини, наследниками которых стали безкрылые русалки, мавки. Различать в русалках черты берегинь и вил нереально, так как уже в Древней Руси это были по-видимому очень близкие "по духу" и образу существа. По этому признаку можно условно определить мифологические "приоритеты": вилы больше "тяготеют" к небесным водам (дождь и т.д.), а берегини к земным (источники, реки и т.д.).

Солнце мёртвых

Как видится, культ древнерусских вил/берегинь, как и русалок, тесно связан с культом мёртвых, точнее с культом заложных покойников. Стоит уделить немного времени специфике этого явление.

Заложный покойник - это умерший не своей смертью человек (или связанный с нечистой силой). Считалось, что каждому человеку при рождении даётся определенный запас жизненной силы: "неправильная", не "своя" смерть приводит к тому, что часть неизрасходованной жизненной силы остается у мёртвеца - с её помощью он может влиять на происходящее в мире живых, делать как "добро", так и "зло"((Виноградова Л.Н. Заложные покойники // Энциклопедический словарь Славянская мифология, подготовленного Институтом славяноведения и балканистики РАН (М: Эллис лак, 1995).)). С этой точки зрения вилы (ср. veles (лит.) - "тени усопших"), берегини и русалки являются душами мёртвых, навьями (ср. разновидность русалок - навки).

У славян, как и у многих других народов, известно верование, что умершие души отправляются на месяц. В этом свете "приписка" вил и берегинь к луне кажется логичной и правильной:

"Луна, месяц — небесное светило, устойчиво ассоциирующееся в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти"((Толстая С. М. Луна // Там же.)).

Более того, Месяц сам выступает иногда как заложный покойник. Одна из русских этиологических легенд повествует как 12 братьев убили тринадцатого и тот стал Месяцем; каждый из братьев-убийц носит его в течение месяца((Белова О.В. "Народная Библия": Восточнославянские этиологические легенды. Составление и комм. О.В. Беловой. М.: Индрик, 2004 , с. 125.)). Насильственная смерть - верный признак заложного покойника. "Характер" у месяца/луны соответствующий:

"Лунный свет считался у всех славян опасным и вредным, особенно для беременных женщин и новорожденных"

"У белорусов некоторые детские болезни объяснялись тем, что "месяц засветил ребенка".

Иногда месяц предстаёт и вовсе натуральным "упырём": так, сербы и македонцы считали, что луна "пьет" жизнь человека((Толстая С. М. Луна // Там же.)).

В итоге

Мы не стремились показать культ вил/берегинь во всей полноте. Целью было осветить связи этих мифологических персонажей с луной.

Также мы не склонны полагать, что вил/берегинь всего 27. Как любые природные духи они многочисленны и не поддаются точному подсчету, но, видимо, только 27 были определены в лунные богини.

В некоторых списках количество вил или берегинь определяется как 30. Должно быть, это связано с переходом от лунного календаря к солнечному, который начался еще в языческую эпоху, но не был завершен еще в средневековье. Мы и сейчас называем уже солнечный месяц - "месяцом", видимо тогда было так же, и, вследствие увеличения числа дней в месяце с 27 до 30 было "механически" увеличено и количество вил/берегинь.

Вилы и берегини являются очень схожими существами, которых в данном контексте следует рассматривать заодно.

Макошь может напрямую соотносится с луной, в то время как тридевять вил/берегинь покровительствуют (и "олицетворяют") 27-ми дням сидерического месяца, 27-ми положениям луны в зодиакальном цикле.

Ассоциация с луной во многом опосредовано наличием у вил/берегинь и Макоши связи с судьбой, гаданием.

Важным общим свойством луны-месяца и вил/берегинь (наверняка и Макоши) является их родство с миром смерти, культом мёртвых и заложных покойников.

Другим общим свойством является связь с жидкостью, водой, молоком, и растительностью.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *