Вила

Памятники, упоминающие о вилах, ничего не сообщают, что разумеется под этим словом. Переводчик Хронографа Георгия Амартола отождествлял вил с сиренами. Старо-чешские и старо-польские памятники показывают, что у западных славян с вилами соединялось представление о чём-то дурном, позорном. По-чешски vila сумасшедший, vilnu сладострастный, распутный; по-польский wila – сумасшедший, глупец. Акад. Веселовский слова “вила” производит от индо-европейского корня uel гибнуть, по-литовский welis – покойник. По латышскому верованию – вели – это предки. По мнению Веселовского, вилы эти и маны и девы судьбы, как рожаницы. Не ограничиваясь таким толкованием, Веселовский приводит другое соображение: у римлян в начале весны был праздник в честь ман – dies violae. Dies violae не остались ли в образе вил ? “В виле я вижу сложный образ, в котором римская Viola слилась с древним вела – вила”. Но каким образом из латинского Viola – фиалка могло возникнуть у славян верование в виле мифических существ, обитающих в горах, воздухе и воде? Веселовский этого не объясняет. Не подлежит сомнению, что южно-славянские вилы соответствуют русским русалкам. По верованию словаков, вилы – души невест, умерших во время помолвки. В Польше вилы признаются душами красивых девушек, которым за грех суждено вечно носиться между небом и землёю.


Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *