К вопросу об одной мистификации или гоголевский Вий при свете украинской мифологии

1) Персонаж с набором признаков, приписываемых Гоголем Вию, ни в украинской, ни в вообще славянской мифологической системе не обнаружен, при том, что большинство отдельных мотивов, составляющих этот образ, в разной степени присуща различным мифологическим персонажам славянских народных традиций, в том числе и украинской.

2) Есть все основания считать образ Вия творением не “простонародного воображения”, а авторской фантазии Николая Васильевича Гоголя, сконструировавшего своего героя из реальных мифологических мотивов, встречающихся в славянских традициях, но по законам романтической эстетики. Об этом свидетельствуют, в частности, способы выражения “иномирности” в народной традиции, отличающиеся от принципов описания демонических персонажей в авторской литературе. Поэтому декларацию Гоголя о “колоссальном создании простонародного выражения” следует счесть блестяще удавшейся литературной мистификацией, длящейся вот уже полтора века.

Аарне, Томпсон - Aarne A., Thompson S. The Types of the Folk-Tale. A Classification and Bibliography. Helsinki, 1961.

Абаев 1958 - Абаев В.И. Образ Вия в повести Н.В.Гоголя // Русский фольклор. М.-Л., 1958. Т.З.

А.К., Ю.Ф. - А.К., Ю.Ф. “Страшная месть” Гоголя и повесть Тика “Пьетро Аноне” // Русская Старина 1902. № 1-3.

Афанасьев - Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. М„ 1957. Т. 1-3.

Афанасьев I - Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М„ 1865. Т. I.

Вагилевич 1843 - Вагилевич И. Венок русинам на обжинки // Biblioteka narodowego zakladu Ossolinskich. 1843. T. VI.

Гнатюк 1912 - Гнатюк В. Знадоби до української демонольогії // Етнографічний збірник. Львів. 1912. Т.34.

Гоголь 1959 - Гоголь Н.В. Собрание сочинений в шести томах. М„ 1959. Т. 2.

Гринченко I-II - Гринченко Б.Л. - Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях. Чернигов 1895, 1897. Вып. 1-2.

Жебровский 1851 - Жебровский Т. Идол Святослава // Отечественные записки. 1851. № 7.

Жуковский I - Зарубежная поэзия в переводах В.А.Жуковского. М., 1985. Т. I.

Зайцева 1975 - Зайцева Н.И. Мифологическая лексика в чешском и словацком языках. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Минск, 1975.

Зеленин - Зеленин Д.К. Народные сказки Вятской губернии. СПБ., 1915.

Зеленин I - Зеленин Д.К. Описание рукописей ученого архива имп. Русского Географического Общества. Пг„ 1914. Т. I.

Иванов 1973 - Иванов Вяч. Вс. Категория “видимого” и “невидимого” в тексте: еше раз о восточнославянских фольклорных параллелях к гоголевскому “Вию” // Structure of Texts and Semiotics Culture. Hague-Paris, 1973.

Колчин 1899 - Колчин А. Верования крестьян Тульской губ. // Этнографическое обозрение. 1899. № 3.

Кузмичевский 1887 - Кузмичевский П. Шелудивый Буняка в украинских народных сказаниях // Киевская Старина. 1887. № 8, 10.

Кулиш 1861 - Кулиш П.А. Об этнографических неточностях в повести Гоголя // Основа. 1861. Т. 1.

Лотман 1980 - Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. Л., 1980.

Мендельсон 1897 - Мендельсон Н.М. К поверьям о св. Касьяне // Этнографическое обозрение. 1897. № 1.

Милорадович 1896 - Милорадович В. К вопросу об источниках “Вия” // Киевская Старина. 1896. Кн. IX.

Мифологический 1991 - Мифологический словарь. М„ 1991.

Петров 1937 - Петров В.П. Комментарий // Полное собрание сочинений Н.В.Гоголя. М„ 1937. Т. 2.

ПСС 1957 - Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 12 томах. М., 1957. Т.2.

Р.Л.Н. 1891 - Р.Л.Н. К рассказам о шелудивом Буняке // Киевская Старина 1891. № 7-9.

Романов 1887 - Романов Е.Р. Белорусский Сборник. Витебск, 1887. Т.З.

Сумцов 1892 - Сумцов Н.Ф. Параллели к повести Н.В.Гоголя “Вий” // Киевская Старина. 1892. Т.З.

Трубачев 1965 - Трубачев О Н. Из славяно-иранских лексических отношений // Этимология-1965. М., 1966.

Шевырев 1835 - Шевырев С.П. О зависимости Гоголя от немецких романтиков Тика и Гофмана // Московский наблюдатель. 1835. Т.1.

Moszyński II, 2 - Moszyński К. Kultura ludowa Słowian. Warszawa, 1968. T.II. Cz. 2.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *