Весна

К ранневесенней обрядности относится значительное количество ритуалов, связанных с так называемой “магией первого дня”, ср. южнославянское представление о Юрьевом дне как хозяйственном рубеже года, а также юрьевский обычай вставать раньше обычного, чтобы не лениться весь год; восточно- и западнославянский обычай мыться в Страстной четверг, чтобы весь год быть чистым, русский обычай много есть на масленицу, чтобы быть сытым в течение года, и т.п.

Большую роль в ранневесенней обрядности играют поверья, ритуалы и запреты, относящиеся к земле. У восточных и, отчасти, южных славян известно представление о том, что с осени до весны земля “замкнута”: она “спит”, “замерла” и т.п., в связи с чем до определенного момента ее нельзя трогать — пахать, сеять, копать, строить заборы и др. Чаще всего днем, когда земля “пробуждается” и когда можно начинать работы на земле, называли Благовещение, противопоставленное Воздвижению, когда земля “замыкается” на зиму. На Благовещение (или в некоторые другие весенние праздники) одновременно с землей “пробуждается” и природа в целом: “оживает” корень у растений, а птицы" и гады возвращаются из ирия.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *