Велес

Б. А. Рыбаков предполагает расслоение образа, на лесного царя- Медведя; и Волоса, как покровителя домашнего скота. Возможно это и так, учитывая разделение духов на Лешего, и Домового, Овинника. Но Волос всё равно остаётся Волосом. Постепенно в сознании человека слились понятия скота, и богатства вообще ("скот"- деньги, богатство. "скотница"-казна), и Волос стал богом золота. При появлении земледелия к образу бога прибавилась и земная, плодородная функция- он давал богатство и с полей, что кормило людей так же, как и Лес. Здесь Волос даритель всех благ хозяйства, еды, богатства со всех сторон древней жизни, включая торговлю, скотоводство, охоту, пахоту и,возможно, даже рыболовство.

Существует гипотеза, которая вполне имеет право на существование, о том, что Волос, в своей ипостаси бога мёртвых является повелителем "того света". Мотив в сказках и приданиях "того света" был рассмотрен в трудах Е.Н.Елеонской. В славянской сказочной традиции "тот свет" не значит собой окончание земного существования, а лишь продолжение оного. Там есть и леса, горы, избушки, города. "Там таков же свет, как и у нас". Исследования показывают, что локализация "того света" под землёй, и герой проникает туда через различные ходы и провалы. Но иногда, замечает Елеонская, "тот свет" помещается на хрустальной горе, т.е на небесах. Возможно понятие "тот свет" обозночает не один загробный мир, а все остальные миры, "те, что за границей человеческого, нашего мира". Параллель можно найти в скандинавской мифологии, где чётко девять миров. В сказках герой совершает путешествие на "тот свет" для того чтобы спасти царевну, сестру и т.д. Главными злыми обитателями являются Баба-Яга и Змей. Так, если признать Волоса повелителем "того света", то он может и быть Змеем, похищающим царевну. К этому выводу и пришёл автор очерка в энциклопедии "Мифы народов мира". Но не всё так однозначно. Во-первых "тот свет" это не один "подземный мир". Это мжет быть и место жительства Змея, Кощея, Бабы Яги- но может быть и сказочно прекрасная страна, с прекрасной царевной; может это быть и тридесятое царство, или мир злых духов, которые ловят души и т.д и т.п. Во-вторых Елеонская упоминает, что в отдельных случаях "тот свет" является местом прибывания Бога, небесами. В другом случае герой проваливается под землю, и поподает в мир, где несут наказание грешники, и там же он встречается с Богом. Причём понятие Бога и Змея никогда не отождествляются.

Определённые элементы культа загробного мира можно увидеть в почитании св. Николы (см. выше) и св. Михаила, который имеет ряд схожих черт с Николой. Св. Никола и св. Михаил почитаются проводниками душ в загробном мире, а также св. Николая считают стражем райских врат, и хранителем небесных ключей. Благодаря этому в некоторых областях России было распрастаненно вкладывать в руку покойному письмо св. Николаю.

Очень архаичное придание о "загробных" функциях св. Николы приводит Успенский (14). Сказка называется "Савелий богатый и Никола Милосливой", возможно здесь отразилось архаичное восприятие рая. Старик Савелий идёт на поиски Николы, узнать, что его ждёт на "том свете". "...и вот он видит- стоит дом... подымаютсы на лесенку, и видят... стоит сивой, сивой, древний старичёк. "Не ты ли Микола Милосливой?" "Я, говорит. Потом Микола пускает Савелия в комнату, на ночлег. А комната чистая, убранная, кровать мягкая, пирины пуховые. "Ну вот Миколоа Милосливой выпущает утром Савелия богатого. "Какого тебе, старичёк, было спать?" - "Ох, Микола Милосливой! Как царство небесное! Он говорит: "Это вечное место твоё! (Соколовы, 1915). О Николе сохранились придания о том, что он перевозчик душ на "тот свет", а также распространённое старочешское выражение "k Velesu za more" (14), т.е на "тот свет".

Бог земледелия, земли.

Плавно, из первой функции переходим ко второй. Любопытную теорию выдвигает Б.А.Рыбаков по поводу обычая оставлять несжатый сноп колосьев "Волосу на бородку". Учёный считает, что поле уже омертвело, и последний сноп на лице Волоса-Земли нужно оставить, что бы ублажить до следующего года Древнего Бога. Приводится в пример, что у некоторых славянских народов последний сноп называется "дедом", "стариком", и бережно сохранялся до следующего года. О северности культа Волоса говорит и то, что у западных и южных славян обряд не засвидетельствован, он известен только у Русских. Любопытно также слово "волотки", обозначающее праздник жатвы. Очень важное наблюдение, что в костромской губернии сноп несжатого, и завитого хлеба называется "волотка на бородку", что сближает корни "вол" и "бор". Так образно сближаются борода, сноп Волосу на бородку, лесной бор. Схожий обряд связанный со св. Николой (см. выше) назывался "Микулина борода"(14), во время которого пелась такая формула:

"Да бороду вертеть:
А севцу-то коровай,
А коню-то голова,
А Микуле- борода!"

Рыбаков замечает, что земледельческие функции Волоса нисколько не заслонили его значения как "скотьего бога", обосновывая замещение Волоса познейшим св. Власием, покровителем скота.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.