Велес

Отсюда понятна и функция покровителя домашних зверей, ведь всё скотоводство развилось из охоты, а покровитель зверей остался прежним, не потеряв своих лесных функций.(1)

То, что медведь является одной из главнейших фигур культа бога Волоса многократно подтверждено различными исследователями. Весьма важными докозательствами являются находки неолитических следов культа медведя у села Волосова, а также ритуального топора фатьяновского типа с головой медведя в центре города Ростова, где до XI века был сильный культ бога Волоса. Возможно не стоит прямо отождествлять древние находки с позднейшими названиями и сведениями, но факт остаётся фактом- культ медведя на Руси есть древнейший культ зооморфного божества. Лингвистически имя Волоса также значит очень много. Волглый- лесной термин, означающий глубокий, старый и сырой угол дебрей; Волость- власть, область под правлением; Волостель- правитель; Волос- ряз. власть; Волоть- гигант, великан, могучан; Волоха- шкура; Волха- ёлха; Вол- самец крупного рогатого скота; Волос- волосатый, волохатый, волхв- т.е. лохматый, одетый зверем, медведем, или сам медведь. Также известно, что созвездие Плеяд называется "Волосожары" или "Волосыни", и предвещает удачную охоту на медведя. Наиболее чётко древний образ бога сформулировал Б. А. Рыбаков (1): "Волос мог быть хозяином леса, божеством охотничей добычи, выступавшим в медвежьем обличье. Возможно, что само имя его было лишь нарицательным иносказанием, вызванным табу на подлинное имя: Волос - волохатый, косматый, как позднейший медведь - мёд ведающий... (см. главу "Лесной Хозяин") Исследование Елеонской "Сельскохозяйственная магия" явилось важнейшим источником для исследователей бога Волоса, в частности для отождествления бога с Лесным Хозяином. Каждый год, с появлением первой травы крестьяне выгоняют скот в общее стадо, и единственным человеческим защитником в это время является пастух. "Лесистая местность, как наиболее угрожающая скоту диким зверьём, располагает владельцев скота к более сильному беспокойству и вызывает более энергичное стремление к охране скота посредством магии... (9). День выгона скота 23 апреля является днём святого Георгия. Символику этого святого мы будем рассматривать ниже, но связь с Лесным Хозяином прямейшая, и в этой цитате можно увидеть тот единственный исток тождества Лесного Хозяина, а потом медведя со скотьим богом, Волосом. Я сообщаю это с единственной целью, чтобы читатели и исследователи обратили внимание на одно обстоятельство: всякие шаги в сторону от понимания бога Волоса как скотия бога, покровителя богатства, торговли являются крайне спорными, и совершенно невозможны. Но мы всё равно продолжим. "св.Георгий признается покровителем скота; но кроме него в лесных местностях защитником скота может быть хозяин леса- лесовик, лесной дедушка, леший, лясовой, лясун; хозяин леса может и погубить скотину, завести её в глубь леса, в трясину, яму, а главное отдать её на съедение лесному зверю. (9). Далее процитируем другую ключевую фразу: "Это признание двух защитников скота, свидетельствуя о слиянии дохристианских и христианских верований... и в большой мере лишило того и другого защитника индивидуальных черт. Я думаю здесь не совсем верно говорить о христианских верованиях, но вообщем вполне возможно, что нам нужно говорить о двух богах: Лесном Хозяине и Волосе. Возможно, именно эти два образа воплотились в св. Георгия, которого называют покровителем волков и стад (10). Т.е два полностью противоположных образа совершенно немыслимым способом объединились в одном святом.

Во время первого выгона скота крестьяне совершали охранительные обряды, и орудиями были символические вещи- рогатина, топор, секира, нож, шерсть домашних животных. Эти предметы связаны с громовым культом: топор, нож, рогатина символизируют молнию, оружие громовника. И св. Георгий также отождествляется многими исследователями с Перуном. (!!!) Св. Георгий, как покровитель скота известен по многим записям: "...ты, святый Егорей, стереги и береги мой скот...

Вероятно, что в наибольшем количестве случаев св. Егорий (Георгий) явился прямым "наследником" Волоса. Такое восприятие даёт нам возможность увидеть черезвычайно архаичный пласт народных воззрений, в частности жертвоприношение богу скота: "Тебе, св. Егорей, черной боран...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.