Велес

В Новгороде на холме сохранилась Волосова улица, где с очень давних пор стояла церковь св. Власия. Стоит определить, что капище было на холме, что отчасти отвергает теории тех, кто пытается определить Волоса как хтонического Бога потому, что его идол в Киеве стоял в низине, возле реки Почайны.

По великому почтению св. Власия в самом начале христианства на Руси, тогда, когда еще Русы поклонялись своим Богам, можно понять почему имя бога Волоса быстро забылось, превратившись в массу однокоренных слов. О церквах Власия ходят древние легенды. Известно несколько старых церквей св. Власия в Новгороде, во Пскове церковь стояла на Торгу, затем её перенесли, и за тем, в 1420 году, во время страшной эпидемии псковичи перенесли церковь на древнее место. Во Владимире на Клязьме также было капище Волосу. Об этом говорит Никольский-Волосов монастырь, кстати подтверждающий переемственность св. Николая (см. ниже). По преданию он стоит на капище Волоса.

Следует сделать более подробный экскурс о Ростовском святилище Велеса.

В Ростове, в Чудском конце стоял идол Велеса. Видимо, это было главное святилище языческого города. По житию св. Авраамия в идоле живёт бес, и творит мечты проходящим (т.е отвращает их от христианства). Миссионер Авраамий молился о ниспослании сил для одоления идола, но древнее божество оказалось сильнее ("и не возможе"). Авраам отправляется в Цареград для молитвы в церкви Иоанна Богослова, и по дороге он встречает самого апостола - "человека страшна, благоговейна образом, плешива, возлыса, брадою круглою великою, и красна суща зело". И страшный образ даёт святому свою трость, дабы "избодать" идола. Идол рассыпается. Видимо здесь сочетается предание о борьбе двух языческих богов, постепенно переработанное, и вошедшее в виде предания в житие Авраамия. В церкви Иоанна Богослова, которую, по преданию, Авраамий воздвиг на месте встречи с апостолом сохранилась та самая трость. Слишком языческое это предание. Столь свободную трактовку историчности этих сообщений я обосновываю таким, безусловно, верным утверждением Георгия Федотова- "Житие св. Авраамия пренадлежит к памятникам поздним и совершенно легендарным." Вот, стало быть, моя трактовка этой легендарности.

Скотий Бог

В начале XX века, в подмосковье крестьяне вывешивали для охраны скота медвежью лапу, что название имела "Скотий Бог". Отсюда и будет наша повесть.

Медвежья тема в археологии и фольклоре очень часто бывает сопряжена с именем славянского языческого бога Волоса-Велеса." (1)

Здесь мы рассмотрим тождество Бога Скота Волоса с древнейшим сакральным богом-зверем медведем, и через это тождество придём ко всей широте представлений о боге Волосе. Ретроспективным образом мы пойдём из древнейших времён, когда зародился культ Волоса, к тем временам, когда Владимир сокрушил городские капища. Путь этот долог, но только таким образом можно понять этот сложнейший образ.

Б. А. Рыбаков, применивший ретроспективный метод, возводит почитание Волоса к тем временам, когда "главным богатством племени были именно скот, стада крупного рогатого скота, "говяда", т.е. бронзовый век."

Возможно это и так, ипостась Волоса, как бога скота, не могла сформироваться раньше возникновения скотоводства. Но другая, более древняя, и хтоническая ипостась Волоса сформировалась тогда, когда был зафиксирован культ Великого Зверя, медведя. Ранний медвежий культ был у мустьерских неандертальцев, так что корни почитания медведя уходят очень глубоко.

Ещё с древнейших, неолитических времён, когда первобытные, охотничие племена расселились по диким, лесным пространствам, охотники видели мрачную, таящую тысячи опасностей тайгу, кормилицу племён. Медведь, Волк, и другие кровожадные хищники были Богами, духами, живущими по своим законам. Для древнего человека они не были злом или добром. Охотник понимал, что каждый живёт по своим законам, и звери такие-же охотники как и он сам. Иногда побеждал человек, и благодарил он Бога Лесов, что позволил ему прокормить себя, и свою семью. Иногда нападал Медведь, охотник погибал, и соплеменники содрогаясь смотрели на тёмные, лесные дебри. Вот здесь исток древнейшего Бога, Волоса.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.