По записи Елеонской 31 декабря назывался "Васильев вечер", время гаданий.
Варили кисель, и выходя на улицу кричали:"Медведь, медведь, иди кисель мой есть! Не ломай мой овёс!
(9)
Лесной Хозяин- древний старик, бог лесов. Очень часто не отождествляется со зверями, а выступает как покровитель. (15). Возможно в одном из этих образов можно увидеть бога Волоса, а можно и воспринять их в единстве.
К лесной, и в то-же время домашней ипостасям Волоса можно отнести его пчеловодческие функции. "Обращается моя пасека Николиною милостию, чужим пчелам чтобы пролета не было.
(14) Сложно усмотреть какую либо древнейшую связь пчеловодства и пчел с культом Волоса. Возможно в лесной ипостаси покровительство символизирует любовь медведя (см. выше) к меду, а в домашней, как один из важных частей сельского хозяйства и добра.
Имя.
Некоторые до революционные учёные считали славянского бога Волоса и скандинавского бога Одина тождественными, основываясь на сближении имён Одина (Wodan, Waul, Wol, Wold (отсюда славянское "волк"- как известно у Вотана были двое волков; и, возможно "ворон"; прямейшая лингвистическая связь со скандинавским valhalla, walholl). Важным доказательством в пользу сближения Волоса и Вотана может быть обычай в Германии: "Обращаясь к Одину с мольбой о хорошей жатве, жнецы становились вокруг посвящённого ему участка, закручивали колосистый хлеб, орошали его пивом, и потом скинув шляпы и приподнявши вверх серпы, трижды возглашали громким голосом: "Воден! прими своему коню корм"". Здесь явно один и тот-же обряд.
Добавить комментарий