Велес

В этом возмутительном очерке автор перемешивает огромный пласт ещё не изученных, или относящихся к другим божествам сказаний. Взяв за основной миф один из популярных сюжетов сказок он хочет разрубить тот узел, который уже много лет грызут сотни археологов и этнографов. Часть этого обзора взята как основной индоевропейский миф (который сам находится под большим знаком вопроса, и совсем не главный во многих индоевропейских мифологиях) т.е. один из сюжетов индийской Риг-веды. Эта конструкция раскачивается и разваливается от собственной спорности. Выделенные места я сам считаю наиболее спорными и необоснованными.

Продолжаем цитировать Б. А. Рыбакова:

Но самым уязвимым местом конструкции Иванова и Топорова является, конечно, отождествление Волоса со Змеем, ничем не доказанное и противоречащее материалам, собранным самими авторами.

Далее Б.А.Рыбаков закономерно вопрошает, каким образом удалось отождествить авторам злого, огнедышащего пожитателя людей Змея-Горыныча, и доброго, благожелательного бога скота Волоса. Тем, кто хотя бы немного знаком с мифологическим мышлением, подобное соединение показалось бы полным абсурдом. Позднейший заменитель Волоса, св. Николай (см. ниже) чаще всего выступает не как змей, а наоборот, змееборец. В прологе XIVвека Погодинского собрания говорится о Николе, что он "змия умертви, угнездившеся под неким селом, пакости деюща." (14) Также очень показательным является такой заговор, ставящий знак равенства между св. Николой и Гавриилом (см. ниже): "Я пойду к самому Гавриилу да к св. Николаю, да попрошу их напустить грозного грому, грозну тучу, чтобы громом побило, да молнией сожгло [змею]. (14).

Здесь можно увидеть два интересных момента:

  1. Тождественность функций Гавриила и Николы в образе громовника (см. ниже, глава "Имя").
  2. Четкое определение змеи, как врага Гавриила и Николы.

Одно можно сказать — бог леса никогда не может быть огнедышащим подземным, или надземным монстром, иначе от его волости осталась бы лишь выжженная пустыня. Важнейшим утверждением говорящем о непринадлежности Волоса к Змею может быть фраза Проппа В.Я.: "Связь Змея с Огнём-постоянная черта его. Волос никак не связан с огнём.

Всё построение "мифа" о поединке Перуна с Велесо-Змеем мне представляется надуманным и совершенно неубедительным." (1)

Летописные известия о боге Волосе

В лето 6415 (911).

"Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир" ПВЛ

В лето 6479 (971).

"...да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога, и да будем златы (предл. свою трактовку- мертвы) яко же злато сё и своим оружиемь да исечени будем... ПВЛ

В "Житие Владимира" также упомянут Волос, его идол, видимо, стоял в низине, у реки: "А Волоса идола... веле в Почайну реку воврещи

В житие Авраамия Ростовского (Иверка) записано: "Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу".

Также упоминание Велеса есть в "Слове о полку Игореве": "Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...

Интересно, но имя Волоса не встречается в христианских поучениях против язычества, из которых мы знаем имена остальных богов. Лишь в "Слове Христолюбца" в одном из вариантов встречается Волос.

Исходя из вышеперечисленного можно сообщить также о черезвычайной распространённости топонимов: Волосово, Волосова, Волосовичи, Волосское, Волосов (кстати, не Велесово), имя небыло забыто.

Предания и Легенды

После принятия христианства двойником Волоса, стал св. Власий Севастийский, по простому созвучию имён. Но культ Власия не подтверждает полностью переемственность того, древнего Волоса, которого мы знаем по летописям, и археологическим исследованиям. Временной фактор следует учитывать в большей степени, чем это делают лингвисты, и фольклористы. Хотя Власий, как покровитель скота, может быть наиболее близким образом к Волосу.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.