Велес

По новгородскому преданию основателем города был князь Словен (славянское население там называлось "Словене"), сын которого, чародей и оборотень, именем Волхов, обращался в крокодила, и жил в реке, которая так и называется Волхов. Широко известны обряды поклонения реке, жертвоприношения божеству Волхова, а также множество изображений Змея на ковшах (разного времени), амулет змеевик и пр. подтверждающее главенство культа Змея, Хозяина Вод, бога реки Волхов в Новгороде.

Сам Б.А.Рыбаков приходит к выводу, что в Новгороде, до Добрыниной реформы, был культ некоего змееподобного божества, крокодила, наряду с культом Рожаниц. Этого крокодила он именует Яша, Ящер, или как в западнославянской традиции Jassa. Ни разу Рыбаков не именует его Волосом. Хотя филологи могут сказать, что его имя "чародей Волхов", всё таки роднит его с богом Волосом. Но скорей всего слово "Волхов" выступает здесь как титул, жреческий сан праобраза.

Можно предположить такую ситуацию: у коренного, финно-угорского населения Новгорода был культ бога реки, Змея. Впоследствии, с приходом славянских поселенцев в городе появился второй бог, Волос. Расположение святилища, вероятнее всего, на месте Волотовской церкви. Так славяне поклонялись своему богу, финны своему. В последствии и славяне стали поклоняться богу реки Волхов, потому что для новгородского хозяйства главное это река. Потому в последствии образ св.Николая приобрёл черты как Волоса, так и финно-угорского Змея, и стал именоваться Никола Мокрый, Микола Морской.+ Да и сам Рыбаков отметил, что половина, если не большая часть населения Новгорода были чудины, финно-угры, у которых бога по имени Волос просто небыло, хотя в свою очередь известно по фольклорным материалам у них был доминирующим был культ Ящера, водного хозяина. Два различных Бога в Новгороде, порождали сказания о Садке.

При этом в большенстве случаев св.Никола выступает как защитник, заступник новгородца от подводного Змея. В цикле новгородских былин очень распространен сюжет о том, что Садко попадает под воду к поддоннуму царю, который хочет оставить гусляра у себя. Садко выбирается из Вод с помощью св.Николы (Волоса). Причём, что очень важно, момент повторяющийся в разных Новгородских былинах, то что Садко после строит Николе (Всеможойскому) обыденку, или церковь обыденную, что наводит на мысль о языческом храме. Основное количество "подводных" легенд связано с Антониевым монастырём, главная церковь которого была не Власия, ни Николы, а Богородичная. А в Перыни, где Добрыня установил культ Перуна, свергнув предшествующего Бога, как мы уже решили, который был ЯША, змей, была построена церковь св.Николая. Здесь образ святого заменил бога Волхова, финно-угорского дарителя всех благ. Это вполне естественно- после принятия христианства финно-угры заменили имя своего бога на имя наиболее популярного у славян святого, Николу.

Также, очень важны изображения на писалах, найденные в Новгороде, как удачно заметил Рыбаков, абсалютно не предназначенные для христианской кириллицы. Писалами пользовались для языческого летописания, и писали видимо "Хранильники", волхвы. Изображения на писалах выглядят, как маленькие идолы, с изображениями Волоса: тут Медведь, странный человекообразный лик, с изображениями ёлки, и солнца, многоликое существо.

Возможно жрецам культа иного бога пренадлежат писала с изображениями Змея или рыбы с ушами. Так характерно изображался Волхов, бог реки. И мы делаем важный вывод, что видимо в Новгороде были волхвы, как Волоса, так и божества Змея, бога реки Волхов. Вероятно они были разными, но потом местное жреческое сословие слилось с пришлым, славянским. А позднее, после принятия христианства, в Новгороде два бога; Волос и Подводный Хозяин обьединились в образе Николы. А в некоторых околоводных областях, не знавших бога Волоса, Никола заменил Подводного бога.

Бог Волос

Чудовищное количество материалов рассмотренное выше привело меня к определённым выводам. Видимо, люди разделяющие функции бога Волоса в некоторой степени правы. Моя точка зрения такова: изучая всю эволюцию образа бога Волоса мы вынуждены говорить о нескольких образах, которые или слились в одного бога, или выполняли разные функции в культах различных племён. Я думаю мы имеем дело с божеством древнейшей монотеистической религии.

1. Б.А.Рыбаков "Язычество древних Славян"

2. Б.А.Рыбаков "Язычество древней Руси"

3. Б.А.Рыбаков "Календарь древних Славян"

4. Лаврентьевская летопись, изд.1993

5. "Мифы народов Мира", Т.1-2, 1980-82.

6. "Слово о полку Игореве", текст по изданию 1800года. (Итернет)

7. Г.П.Федотов "Святые древней Руси"

8. А.Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу" I-III том.

9. Е.Н Елеонская "Сказка, заговор и колдовство в России" Сб. трудов.

10. R.Ridley "Wolf and Werewolf in Baltic and Slavic tradition" Indo-European stud.

11.M.Shapiro "Negelected evidence of dioscurism in the Old Slavic Pantheon" I-E stud.

12. В. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка" I том.

13 А.В. Гура "Символика животных в славянской народной традиции"

14. Б.А Успенский "Филологические разыскания..."

15. А.Якобсон "Сказки"

16. Онежские былины, 1983г.

 

Автор Словиша , (С)1998.

 

Автор Словиша , (С)1998.