Велес

Последнее, что говорит нам о Волосе Б.А.Рыбаков, это система празднований:

  1. Первая неделя января. Ряжение в звериные шкуры, маски тура, обряды заклинания скота.
  2. Масленица. Комоедицы (24 марта). Медвежьи пляски, маски тура.
  3. Юрьев день (23 апреля). Первый выгон скота. Языческое божество заслонено св. Георгием.
  4. Турицы на троицын день (у западных славян). Связь с Велесом не ясна.
  5. Жатва. Оставление в поле последних колосьев "Волосу на бородку".

Интереснейшее исследование Б.А.Рыбакова кувшина из села Ромашки даёт нам ещё один факт - начало календарного счёта 2 мая точно совпадает с церковным праздником святых-убиенных Бориса и Глеба, народное название праздника "Борис-день", и это один из праздников отмечающих всходы - потому, что 2 мая не совпадает со смертью Бориса и Глеба. Я считаю вероятным сопостовление этого праздника с Волосом, в его "землеродческой" ипостаси. Следует учесть одно из возможных имён Волоса - Святобор. И отсюда эпитет леса - Бор (см. выше). К этому времени появляются первые всходы.

Успенский приводит ещё один интереснейший праздник "Волося" или "Волосье", зафиксированный в конце XIX- начале XXвека в Гродненской губернии. Этот праздник отмечается в четверг на масленой неделе. В этот день скот освобождается от работы, бабы с самого утра готовят мясную закуску, из свинины и воловьего мяса. Все гуляют, чтобы "мужчинам велась скотина, а бабам родился волокнистый лён" (Крестьянин, 1907)"(14).

"Великий четверг", праздник связанный с закличкой мертвых. Известен обряд, празднечная трапеза для зверей в этот день, в овине, причем один из участников данного действа изображает медведя.

Збручский Идол

Збручский идол, и другие скульптурные изображения.

Б. А. Рыбаков проделал большую работу по изучению сколотских-борисфенитских идолов, изображающих человека с рогом и мечем. В пользу Волоса говорит рог- ведь он Бог богатства (2), и меч, как символ бога войны.

Также учёный сближает сколотские изображения божества с золотой гривной и рогом изобилия с Богом Волосом, тем более, что сотредоточие идолов (VI-Vдо н. э.) приходилось на днепровскую луку, район вокруг Волосского и Войскогого. Возможна некоторая перемственность, но не факт, что потомки именно этого народа назвали село Волосским.

В прошлом веке, на юге Польши была сделана сенсационная находка. Огромное скульптурное изображение славянского мироздания назвали Збручским идолом. Б.А.Рыбаковым была выдвинута гипотеза о том, что одним из изображённых божеств на идоле является бог Волос. Подземный, усатый Бог, как греческий Атлант поддерживающий землю был определён Рыбаковым, как Волос, основываясь на косвенную связь Велеса с подземным миром мёртвых, но не заложных, а добрых дидов, помогающих людям по хозяйству. Но существует одна парадоксальная ситуация. Чуть выше Рыбаков именовал сколотские изображения с гривной и рогом Волосом, а на збручском идоле также есть иображение с рогом, однотипное, но, вот неувязка, женское. И не долго думая Рыбаков окрестил "сестру" сколотского Волоса Макошью. Верно ли это? Видимо нет. Не может один и тот же Бог так сильно изменяться на протяжении столь небольших расстояний, и при наличии яркой переемственности.

Вообще-то Рыбаков обьясняет это несовпадение образа с рогом, и хтонического божества на Збручском идоле. "Непримиримого противоречия между... бородатыми идолами с рогом в руках и одним из элементов сложной теологической композиции, пожалуй, нет..." В первом случае скульптор изображал одного бога всех благ, а во втором всю космогоническую систему, где бог всех благ находится под Землёй, и держит всех. Не ясно только одно, почему с рогом здесь изображена Мокошь, женское божество, следуя Рыбакову в данном случае она в большей степени богиня всех благ?

Также известно, уже о более поздних временах, что "в одном селе, на "жальнике" стояло несколько каменных баб. Крестьяне чтили эти бабы... Главный идол назывался Микола." (Аничков, 1923-1924).

Новгород и культ Бога Волоса.

Совершенно точно известно, что в Новгороде существовало капище бога Волоса; до сих пор одна из центральных улиц города имеет название "Волосова". Также Б.А.Рыбаков подробно изучал вопрос о том боге, который был до Перуна, установленного Добрыней в 980году в Перыни. Стихия этого бога явно подводная, и здесь мы попытаемся выяснить- был ли это бог Волос.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.