Велес

Константин Васильев, Человек с филином
Константин Васильев, Человек с филином

Уууууууу, леса. Холодные, дремучие, непролазные. Аа, вот он. Приглядись, только тише, а то гневиться будет. Видишь, вот сырой лог, дом его.
Поклонись. Уходи, и забудь сюда дорогу.

Бог Волос самый загадочный, противоречивый и непонятный образ древней славянской веры. Нет его имени в сказках, нет в фильмах, и в книгах не встретить. С прошлого века все учёные: сначала этнографы, потом лингвисты, археологи бились и бьются пытаясь разгадать его, Великую Тайну Бога Волоса. Не разгадать её ни мне, ни вам, не им. То, о чём я пишу здесь лишь маленький ручеёк знаний, стекающий под камень после дождя...

Трудно говорить о доминирующем мнении о боге Волосе. Мнений всего несколько, ведь всего несколько учёных занимались частичным исследованием. Просто условимся здесь называть доминирующим то мнение, которое вынесено на широкую публику, и с чем согласны большая часть ученых изучающих русскую культуру, в разных её проявлениях. Смысл в том, что эти учёные считают Волоса врагом Перуну, и называют его Змеем- подземным, злым богом, этаким Вритрой индийцев. Их основные доказательства в том, что имя Вритра тоже начинается на букву "В"; и то, что очень спорный образ злого бога балтов именуется Velis (ниже я буду рассматривать эти доказательства). Впервые эта теория была выдвинута Ивановым и Топоровым ("Исследования в области славянских древностей", 1974.) а затем подтверждена в популярной энциклопедии "Мифы народов Мира". Потом флаг был подхвачен Марией Семёновой, в её интересной энциклопедии "Мы-славяне!". Роль этой книги трудно недооценить, но в отношении нашей темы опять всё просто-идеи Иванова и Топорова. Так, любой ребёнок, заинтересовавшись своим древним прошлым будет думать, что его предки молили о защите скота, о плодородии нив, богатстве свирепого Змея, пожирателя людей и скота. Странная картина, этакий культ бога Йормунганда, и викингу с похмелья такая штука в голову не придёт. Но будем поочерёдно рассматривать эту наиболее популярную точку зрения о Волосе.

Исследование Иванова В.В. и Топорова В.Н., которым, как доминирующим источником по Волосу пользуются (к сожалению) многие учёные, подверглось частичной, и убедительной критике со стороны ведущего учёного славянского язычества Б.А.Рыбакова.

"Главной ошибкой двух авторов следует считать не постановку вопроса о борьбе двух начал (Громовержец и Противник), вопроса важного и интересного, а неправомерное отождествление Противника с Велесом и одновременно со Змеем-Горынычем."

Подробный погром популярных теорий Иванова и Топорова можно увидеть в "Язычестве Древних Славян" Б. А. Рыбакова. Но удержаться от приведения могучих цитат учёного невозможно: Не более удачна и вторая ссылка на летопись: "...Владимир обьединил в государственном пантеоне Киевской Руси бывших противников (Перуна-бога княжеской дружины и Велеса-бога всей Руси)...". Нет, не обьединял их Владимир: в 980 году были поставлены, как известно, идолы Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Волоса среди них нет; авторы ошиблись.

Кстати, эта ошибка становится очень популярной. И в энциклопедии Мифов народов мира, автор делая обзор славянского язычества пишет: "Главными божествами пантеона (Владимира - С.Т.) были громовержец Перун и "скотий бог" Велес (Волос) противостоящие друг другу топографически... Откуда у автора статьи в столь популярной энциклопедии такая информация, остаётся лишь разводить руками. Возможно из трудов Иванова и Топорова - они числятся в источниках. Просто автор не потрудился заглянуть в "Повесть временных лет". Зато он потрясающе чётко, и со своей точки зрения правильно, сформулировал основу языческого мирового действа- "...бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине горы, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Причина их распри - похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах жены громовержца. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа завершается дождём, приносящим плодородие.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *